0
1628
Газета Кино Интернет-версия

03.04.2002 00:00:00

Список Сталкера

Тэги: тарковский, сталкер, кино


Кинематограф Тарковского явился высшим самовыражением интеллигенции советского времени. У Тарковского это самовыражение рождало национальную российскую культуру ХХ века, неподвластную никакой идеологии. Режиссер не прорывался, а просто сначала пронес сквозь железный занавес в советское кино опыт мировой культуры многих столетий. А потом экстраполировал в западноевропейское кино глубинные российские традиции и восточное мировосприятие. "Я вызову любое из столетий, войду в него и дом построю в нем", - сказал Арсений Тарковский. Андрей Тарковский это сделал в своем кино. Он не мыслил приемами. Тарковский сам был Сталкером - он выводил зрителя туда, где искусство становится философией и миссией.

Тарковский успел многое открыть и создать.

Принял за аксиому, что в кино нет проблем формы - есть только сама форма, права и возможности которой безграничны.

Доказал, что сознание и подсознание едины.

Почуял, что не только жизнь есть сон, но и сон есть жизнь.

Освободил в "Зеркале" и "Андрее Рублеве" историю и современность России от быта и костюмности, оставив одно сплошное бытие и чувствование.

Создал интимный портрет войны и смерти в потоке сознания ребенка.

Превратил ренессансную живопись в ренессансное кино: воссоздал на экране композицию, излюбленную художниками Возрождения. Когда человек не пребывает в ландшафте, а как бы парит над ним и перед ним - словно Бог, на минуточку оторвавшийся от сотворения мира, чтобы попозировать гению.

Прожил в фантастике "Соляриса" трагедию встречи мужчины с душой любимой женщины (как Данте с Беатриче в "Божественной комедии"), муки и соблазны ученого, экспериментирующего с вечностью (как лучшие из "фаустовской цивилизации"), и покаяние блудного сына (мизансцена по мотивам Рембрандта, только в современных костюмах).

Создал высокий Дизайн в пространстве "Соляриса" тогда, когда о Дизайне в советской жизни и в самом советском дизайне еще и не заикались. И дал понять, что такое цивилизация.

Сообщил в "Сталкере" понятию "зона" духовный смысл, отстранив его от фольклора зэков и жаргона бюрократии.

Перевоплотил в "Андрее Рублеве", "Сталкере" и "Солярисе" сказочных трех братьев и богатырей в трех мыслителей и художников - новую троицу конфликтующих интеллигентов-интеллектуалов.

Искусство позаимствовало у Тарковского то, что могло.

Детей, вобравших всю боль и иррациональность магической вселенной. Семантику разлитого белого молока: жизнь, катастрофа, красивое пятно в кадре. Дрожащие и рушащиеся стаканы, чашки, вазы, люстры, телевизоры и пр. Дожди и снегопады в интерьерах. Влажность, сырость, промозглость. Огонь в водной среде. Буйное колыхание отдельно взятых кустов. Энергетические волны, вздымающие и гнущие травы. Медленное и вдумчивое движение камеры, ползающей по предметам и пространству долго, упорно и бесцельно - то есть медитативно, сакрально, атмосферно. Паузы, дающие простор для интерпретации. Повышенное внимание камеры к теням и световым бликам. Внесуетные, экзистенциальные истерики. Собак и лошадей, символизирующих что-то, сидя на задних лапах, стоя неподвижно или проходя мимо камеры. Героинь с ликами Мадонн. Двойничество матери-жены, легко уводящее к хоррору, Фрейду и деструкции образов, дежурной в постмодернизме. Героев, которые не заботятся о том, чтобы стать для кого-то понятными. Веру в то, что если что-то показывать сверхкрупным планом довольно долго, то сам собой появится глубокий смысл, как в случае с ушной раковиной Криса из "Соляриса". Небрежение к внешнему действию и внятности сюжета┘

Остальное кино часто думало и думает, что, как только исчезнет внешний напор, появится внутреннее напряжение. Как только исчезнет внешнее действие, автоматически начнется внутреннее. Но нет, не начнется, оно должно существовать само по себе и желательно всегда. Фильмы Тарковского сделали притягательной и почти неподъемной ношу подлинного авторского кино. После Тарковского снимать фильмы стало сложнее. Поэтому снимать стали проще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1987
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1265
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
935
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1236

Другие новости