- Марианна Сергеевна, вы работали с Андреем Тарковским почти на всех его фильмах. Много ли было цензурных придирок?
- "Зеркало" Тарковский сдавал пять раз. Все время приходилось делать поправки. Каких-то вещей в приемной комиссии просто не могли понять. Например, заставили включить в эпизод реплику "Маруся, что с тобой?..", когда героиня вздымается в воздух. Иначе считали, что ничего не понятно. Или не понимали, почему в испанской хронике девочка поворачивается к зрителю и вдруг на ее лице появляется испуг, а дальше следуют эпизоды со стратостатом и с "ободранной" Советской армией. Якобы все это подчеркивало, что армия отступает. На самом деле имелся в виду эпизод из военных действий у залива Сиваш в 1943 году, когда Советская армия как раз наступала. А "ободранность", если уж на то пошло, еще не указывает впрямую на победы или на поражения армии. Однажды какой-то человек написал возмущенное письмо о том, что он жил себе спокойно, но вот как-то сходил на фильм Тарковского и после такого кино стал слишком много задумываться о смысле жизни. А ведь это плохо. Надо, чтобы людям показывали простые комедии и чтобы ни о чем не думалось.
- Это было в советское время?
- Да нет! Такое письмо пришло уже в комиссию по творческому наследию Тарковского, то есть где-то в 1987-1988 годах, в перестройку.
- Как Тарковский выбирал актеров на роли?
- Он все знал заранее. Даже когда только еще писал заявку, в низу заявки уже значился точный список актеров, распределенных на роли. И Стругацкие писали сценарий "Сталкера", уже имея перед собой фотографии конкретных исполнителей. Вот, пожалуй, только на Криса в "Солярисе" Тарковский далеко не сразу нашел актера - Донатаса Баниониса. Потом я однажды слышала, как Банионис рассказывал: мол, на пробах он чувствует, что-то у него не получается. А он тогда еще не видел "Андрея Рублева", в то время запрещенный фильм. И вот он сказал Тарковскому: "Андрей Арсеньевич, покажите мне "Андрея Рублева"! И Тарковский будто бы повел его в маленький зальчик, закрыл там, Банионис посмотрел в одиночестве картину, все понял, и это ему помогло. А на самом деле все происходило совсем не так. Мы специально с ассистентом Тарковского режиссером Валерием Харченко заранее организовывали Банионису этот просмотр в каком-то закрытом институте, боялись, что нас застукает ОБХСС.
- А с выбором актрис у Тарковского тоже не было никаких проблем?
- Ой, нет, что вы! На "Солярис" перепробовали стольких!..
- Кого, например?
- Нет, лучше не буду говорить, это будет неэтично, к тому же есть среди них очень известные. Актеры многие уже поумирали. А актрисы все живы - обидятся. Найти подходящую исполнительницу для "Соляриса" было сложно. Целый год шли пробы. Иногда в один день пробовалось сразу несколько актрис. Они тоже, как правило, спрашивали: а кто еще? Им ведь важно знать, насколько они вписываются в общее направление, интересующее режиссера. Мы им не говорили. И вести на пробы тоже старались разными путями, чтобы они как-нибудь не пересеклись. Но как назло две претендентки иногда все же сталкивались.
- Но окончательный выбор пал на Наталью Бондарчук┘
- Тарковского пришлось долго уговаривать, чтобы он взял на роль именно ее. Она в то время училась на последнем курсе института. И за тот год, пока длились пробы, она как бы постепенно "погрузилась" в мир картины, подготовилась к съемкам. С ней надо было долго работать. И гримеры ее по два часа гримировали. И свет долго ставили┘
- Как Тарковский вел себя со съемочной группой? Чего он не любил?
- Во время самого съемочного процесса не допускалось никакого расслабления ни на минуту. И Тарковский мог держать и всех и себя в чудовищном напряжении и сосредоточенности. А потом мог играть в карты┘ Помню, когда шли съемки "Сталкера", вокруг росло огромное количество грибов. Костюмеры актеров оденут, реквизиторы свои дела сделают, и все занимаются грибами. Тарковский появляется - а все сидят и чистят маслята. Я уже сама готова была на кого-то с ножом пойти! Да уберите вы эти грибы!.. А вообще Тарковскому не нравилось, когда актеры долго допытывают, в чем зерно роли, размышляют по системе Станиславского. Таких Тарковский называл "актер-подробник". Вот за что Тарковский всегда особенно любил Толю Солоницына, за то, что тот никогда ничего не спрашивал, а просто делал, что ему режиссер скажет.
- После работы на фильмах Андрея Тарковского вам было проще или труднее с другими режиссерами?
- Другие не требовали от меня таких сложных вещей, какие мог потребовать он. Ведь какие только схемы Тарковский не рисовал, подготавливая кадр. Актеры должны были находиться на высоте определенного уровня. Это в павильоне просто устроить. А на натуре? Там ведь нет специальных щитков. Однажды я уже подкладывала, подкладывала кирпичи. Ну нету больше! Я говорю: "Что ж мне, вагон кирпичей с собой возить?" Тарковский отвечает: "Да, возить". Еще Тарковский обязательно всю природу обрабатывал, подкрашивал. Просто так у него в кадр ничего никогда не попадало.
- Как Тарковский относился к оценкам и интерпретациям своих фильмов?
- Он не любил, когда очень ругают - ну, это понятно. Но не любил и когда хвалят взахлеб - в статьях того времени такого быть не могло, но в устной форме случалось, и тогда он пугался┘ Тарковский мог согласиться и с какой-то чужой трактовкой эпизода, которую он сам сознательно в этот эпизод не закладывал, не подразумевал. А вообще он считал, что адекватного толкования быть не может - могут быть люди, которые чувствуют приблизительно так же, как он сам. Например, Тарковский говорил, что кино для него - очень высокое искусство, между музыкой и поэзией. И актер Эрланд Йозефсон, снимавшийся в "Жертвоприношении", тоже однажды сказал, что кино для него находится где-то рядом с музыкой и поэзией. Хотя наверняка он не знал, что Тарковский считал почти так же. Значит, возможны подобные совпадения.