Инфраструктура кинопроката в Москве окончательно сложилась. Главный источник дохода как для прокатчиков, так и для владельцев кинотеатров - американский мейнстрим. Художественный уровень тут не главное. Зритель покупает не высокое искусство, а развлечение с постановочным размахом. И "Властелин Колец", и "Мумия возвращается" - культурно сделанные "пустышки". Но это - два абсолютных лидера по сборам в российском прокате.
Закупать блокбастеры стремятся и дистрибьюторы, будь то "Ист-Вест" ("Ванильное небо"), "Каро Премьер" ("Час пик-2"), "Каскад" ("Багровые реки"), "Гемини" ("Флирт со зверем"), "Пирамида" ("Ганнибал"), "Парадиз" ("Траффик"). Эти компании договариваются о прокате с кинотеатрами. В особом положении - "Каро Премьер", обладающий своей сетью кинотеатров: это "Каро-фильм" и "Каро-фильм-2" (в гипермаркетах "Рамстор"), "Алмаз", "Победа", "Родина", "Ударник", "Электрон". Во главе сети - главный кинозал Москвы "Пушкинский". Вторая крупная сеть кинотеатров - "Империя кино": это "Стрела", "Витязь", "Горизонт", "Мечта", "Солнцево", "Тбилиси", "Экран". Тут во главе угла - "Прага".
Откровенно арт-хаусный кинематограф до недавнего времени присутствовал в Москве в стабильных оазисах. Это прежде всего кинозал "35 мм". Фильмы "Проекта 35" стремились создать "оппозицию" массовому американскому кино, здесь можно было увидеть картины не только из Франции и Германии, но и из Мексики, Кореи, Таиланда.
Другим оазисом арт-хаусного кино был и остается проект "Другое кино", не привязанный к конкретному месту. Его фильмы, да и более масштабные мероприятия (фестивали британского и исландского кино, ретроспективы Триера, Кар-Вая, "Догмы") шли в Киноцентре и Музее кино, а теперь и в Большом зале ЦДЛ.
В последнее время наметилась новая тенденция: стремление к симбиозу в одном проекте массового развлекательного и арт-хаусного нетривиального кино. При такой политике точек сугубо арт-хаусного проката остается немного. Замыкаться в рамках чистого арт-хауса коммерчески опасно. После распада "Проекта 35" его идеологи продолжают работать в компании Cosmopol FD, которая закупает самые разношерстные фильмы: это "Королевская битва" (разгул садизма), "Приключения трупа" (изысканный черный юмор), "Джиперс Крипперс" (простой ужастик). Cosmopol FD старается находить относительно оригинальные картины и среди массовых, способных привлечь широкого зрителя. А изысканное "Другое кино" недавно выпустило откровенно попсовое "Безумие любви". Коммерческие интересы требуют гибкой маневренности среди разнообразия киноэстетик. Тот же подход у компании Сentral Partnership, работающей с такими нашумевшими фильмами, как "Другие", "Видок", "Человек, которого не было", "Эксперимент", "Распутницы", "Маллхоланд драйв".
Этот же принцип по-своему воплощает в своем одиночном (если не считать родственных "Пяти звезд") плавании "Ролан". Он стремится стать кинотеатром для "элитарного" зрителя. Поэтому если здесь и крутят массовое кино, то непременно обладающее высшим "знаком качества", моды, престижа и эпатажа. Хозяева кинотеатра ориентируются на программы крупнейших европейских кинофестивалей, а также на громкие имена отечественных режиссеров. Политика кинотеатра - прокатывать все "экстремистски" лучшее. "Ролан" собирает под свою крышу Аллена и Миике, Кустурицу и Альмодовара, фон Триера и Ханеке, Сокурова и Зельдовича.
Вот три кита, на которых делает сейчас ставку московский прокат: броскость эстетики фильма, мощное воздействие на психику зрителя, громкое эхо мирового проката. Отечественное же кино заведомо является зоной коммерческого риска. На широкий прокат могут рассчитывать только хорошо раскрученные фильмы. Все остальное обречено ютиться в обшарпанном "Доме Ханжонкова". Правда, "Ролан" и "Пять звезд" в последнее время самоотверженно крутят наше новое кино. Сам по себе этот факт надо приветствовать, но погоды он сделать не может. Кинотеатры бы и рады отнестись к российскому кино внимательно и по-доброму - но у зрителя соответствующей тяги нет.
Названия кинотеатров |
Памятные тусовки |
Атмосфера и стиль |
Фирменные напитки и еда |
Эффектные гости |
"Зарядье" |
Фестиваль Баварского кино |
Дешево и корректно |
Конечно, пиво |
Мориц Блайбтрой |
"Каро-фильм-2" |
Открытие к/т: "Ганнибал" |
В тесноте, да не в обиде |
Все, кроме человечины |
Поющие "Блестящие" |
"Орбита" |
" Властелин Колец", Корабельные новости" |
Сказка для взрослых Морская романтика |
Виски и мясо Виски и рыба |
Эльфы, гномы и хоббиты |
"Прага" |
Премьеры блокбастеров |
Чешская красота по- американски |
Мартини всех цветов, киви |
Вера Глаголева в белой шубе |
"Ролан" |
Утренние пресс-показы |
Свой сон, переходящий в чужое кино |
Шампанское, шоколадные конфеты |
Брутальные Грымов и Сукачев |
"35 мм" |
"Пианистка" на XXIII ММКФ |
Жара и любовьм к искусству |
Минеральная вода в бутылочках |
Толпа журналистов и киноманов |
Большой зал ЦДЛ |
"Королевская битва" |
Кошмар среди бюстов классиков |
Стерлось из памяти еще в начале сеанса |
Случайно заблудшие писатели |