0
747
Газета Кино Интернет-версия

12.03.2002 00:00:00

Из жизни марионеток

Тэги: азазель, акунин, орт, кино


азазель, акунин, орт, кино

Бьюсь об заклад - если когда-нибудь свою версию "Азазеля" сделает Пауль Верхувен, канал ОРТ ни за что не решится показать ее оригинал. Неистовый голландец слишком любит секс и насилие, что на семейном канале выжигается каленым железом редакторских ножниц - в том числе и в "Звездном десанте" того же Верхувена, невесть каким ветром занесенном на ОРТ. Александр Адабашьян - первый человек, осмелившийся экранизировать нечеловечески успешный супертекст Бориса Акунина, - к требованиям руководства отнесся с трепетным почтением.

Дирекция ОРТ позиционировала "Азазель" как первый сериал, рассчитанный на привлечение к телеэкрану той "прослойки общества", что обычно сериалы игнорирует. Но "Азазель" на самом деле - не первая ласточка "повышения уровня телекино". Грешно было бы пренебречь год томившимся на полке сериалом "Ростов-папа", в котором Кирилл Серебренников (постановщик лучшего спектакля прошлого сезона "Пластилин") пренебрег всеми установленными в сериальном деле правилами хорошего тона и выдал зрелище головокружительно экстраординарное. Не столь радикально, но тоже весьма экстравагантно поступил Владимир Хотиненко, взявшийся за продолжение телеэпопеи "Следствие ведут Знатоки". Заменить Кибрит бесполезным персонажем Китаевой, превратить выживших Томина и Знаменского в многословных маразматиков, а главным (трагическим!) героем сделать давнего врага "знатоков", преступника Коваля-Янова - смелый поступок. Приходится констатировать, что "Азазель" обошелся без сюрпризов. Увы, не только без них.

Ожидали фильм под стать книге, чтобы смотрелось - как читалось, взахлеб, на едином дыхании. Появление Фандорина заранее уподоблялось пришествию на экран русского Дэйла Купера. В свете подобных надежд оправданным выглядело и беспрецедентное решение дирекции канала показать все четыре серии в один вечер - чтобы поберечь нервы зрителей от томления перед выходом очередной части. Итог эксперимента оказался прямо противоположен замышленному - воскресный вечер 10 марта вправе считаться скучнейшим телевечером года. Россия в "Азазели", ленивая и нерасторопная страна сонных мух, оказалась идентична темпоритму самого фильма - хотя навряд ли такое совпадение следует ставить в заслугу авторам.

Как ни странно, одна из причин неудачи кроется в самом тексте Бориса Акунина. При всматривании в превосходный роман-первоисточник нетрудно заметить, что для его достойной экранизации следует приложить немало усилий. Создание кинематографического текста, адекватного акунинскому, - задача не из легких; перевести любимую автором не собственно прямую речь, которой и проговаривается большая часть ключевых событий, в лапидарный сценарий ретро-детектива, - трудно. Не под силу, как выяснилось, и самому сочинителю. Блистательный беллетрист Акунин написал слишком логоцентричный, литературный сценарий. Плюс к тому адаптация (если не сказать оскопление) текста к формату ОРТ свела многослойный, играющий красками и смыслами, живой роман к одной фабуле, растянутой на неподобающие 190 минут. Вероятно, в расчет опять же принимались зрители Первого канала, не отличающиеся быстротой мыслительных процессов. Вялый монотонный детектив достигает странного эффекта - ближе к финалу не то чтобы напряженно замирать, а просто припомнить, почто Ахимас воткнул нож в печень г-на Ахтырцева, не так-то легко.

Не стоило продюсерам отдавать на откуп писателю и выбор режиссера-постановщика. При всем уважении к Александру Адабашьяну вряд ли его кандидатуру можно счесть хоть сколько-нибудь удачной. Доверив размашистый и дорогой проект неопытному режиссеру (на счету Адабашьяна всего одна лента, снятая в 1993 году во Франции, скромная трагикомедия "Мадо, до востребования"), г-да Максимов и Эрнст пошли на серьезный риск, который, увы, не оправдался. Александр Адабашьян, кажется, укротил все режиссерские амбиции и свел функции постановщика исключительно к механическим командам "Мотор" и "Стоп! Снято". Картонные персонажи передвигаются по заранее прочерченным траекториям, старательно проговаривают текст, держат спину - выходит красиво декорированная (сказывается прошлое Адабашьяна - художника-постановщика), но бездушная иллюстрация к роману, липа, зарисовки из жизни марионеток.

Оценку выбора на роль Фандорина Ильи Носкова, равно как и удачность кастинга в целом, оставлю завсегдатаям интернетовских чатов. При всех возможных претензиях азазелевские актеры совсем недурны. Претензия к создателям-кукловодам формулируется словами леди Эстер: "Бог сдал первоклассные карты, не озаботившись научить режиссера правилам игры". Боюсь заподозрить дирекцию ОРТ в особом цинизме - вдруг именно на такой блеклый результат она и рассчитывала, дабы зритель Первого канала не углядел существенной разницы между "Азазелем" и привычным мылом? Бредом постфактум выглядит и обвальная трансляция фильма. В конце концов "Азазель" - нормальное заурядное телечтиво, не хуже каких-нибудь "Петербургских тайн". Традиционный показ - в 4 приема по 52 минуты - мог бы скрасить впечатление. Лишив картину разбивки на серии, телевидение лишило нас и удовольствия слышать обещанные на финальных титрах романсы в версиях г-д Шевчука, Покровского и Кортнева. Усеченная песня г-на Гребенщикова осталась.

Напоследок - упрек именно к титрам (в общем, весьма симпатично оживляющим компьютерную Москву), который можно трактовать и расширительно - как упрек авторов в преклонении перед Западом. Скажите на милость, отчего вышедшая в тираж польская актриса Эва Шикульска указывается в числе исполнителей главных ролей (когда вся заслуга гостьи лишь в картинном чтении "Бедной Лизы" Карамзина, согласии на пачкание лица клюквенным соком и комическом произношении словосочетания "шут гороховый"), а великолепный Кирилл Пирогов, сыгравший тоже не великую, но куда более заметную роль "первейшего богача" Ахтырцева, попал в общий список? Несправедливо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1497
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости