0
729
Газета Кино Интернет-версия

08.12.2001 00:00:00

Фавориты Запада

Тэги: запад, фаворит, фестиваль


-Сергей Александрович, как вы относитесь к широко дебатируемой теме кризиса отечественного кино на фоне тотального засилия зарубежного?

- Очевидно, что ситуация с нынешним русским кино - результат слома советской общественно-экономической формации. Прошло всего лишь десять лет после распада Союза, с его системой кинопроизводства и проката. Тогда Бондарчуку для эпопеи "Война и мир" могли дать чуть ли не всю Советскую армию, одеть ее на государственные деньги в исторические военные костюмы и гонять по полям туда-обратно. Сейчас таких прав нет ни у одного российского кинорежиссера. Драма большинства кинематографистов и состоит в том, что многие в новых условиях хотят, как было раньше. Да еще и с полным госфинансированием проката.

- Смотрят ли какое-нибудь русское кино на Западе вне фестивалей?

- Успех на Западе русского кино часто обрастает мифом. Российский режиссер приезжает с фестиваля или с показа в зарубежном кинотеатре на 248 мест. Там к режиссеру подходят 10 или даже 30 человек и говорят, что ничего более великого в своей жизни не видели. Довольный режиссер возвращается и дает интервью двадцати изданиям: "В Америке меня приняли на ура. В Израиле меня носили на руках. В Польше меня наконец поняли". Газеты это распечатывают. А все потом цитируют с восклицаниями и вопрошаниями: "Там нас смотрят, почему же здесь не хотят?!" Сегодня наше кино смотрит на Западе только фестивальная аудитория.

- Что же тогда интересует более всего эту аудиторию?

- Сокуров - почти единственный наш фестивальный продукт, который всегда востребован. Только "Телец" вызвал идеологические проблемы. Западная интеллигенция - все еще левая, и они до сих пор любят Владимира Ильича Ленина. Кроме Сокурова, им интересен Балабанов. Хотя и он шокирует фестивальную тусовку вопиющей "политнекорректностью". Также привлекает внимание Никита Михалков, наш русский "мейнстрим".

- На ваш взгляд, картины этих режиссеров там понимают?

- Думаю, нет. Державные устремления Михалкова в "Сибирском цирюльнике" прочувствовались всеми, но были очень болезненно восприняты - там это пугает. А вообще, "Телец" и "Сестры" - вот две последние картины, которые успешно путешествуют по фестивалям.

- Но ведь их художественная ценность - такая разная┘ Значит, эстетические достоинства не так уж важны?

- Западу нужен не уровень, а сама Россия - чтобы ее можно было "пощупать". Помню, кто-то из съемочной группы "Дневника его жены" говорил мне: "Мы сняли европейское кино, а в Европе его не очень заметили". Но беда в том, что европейского кино в Европе и так достаточно. Они хотят русского кино. "Москва" Александра Зельдовича очень точно - и стилистически, и актерски - отразила наш "раздрай" 90-х годов. Но он-то как раз менее всего интересует западного зрителя. Не нужны ему и наши попытки сделать жанровое кино. Кроме того, жанровые фильмы тем лучше, чем более укоренены в действительности, но именно из-за этого их сложнее понимать. "Бриллиантовая рука" - главная комедия советского народа - никогда не шла за рубежом, исключая соцстраны. Но и там зритель не мог прочувствовать идеологическую "подкладку" - сюжет о человеке, отправившемся в капстрану под надзором КГБ... А сейчас мы недостаточно экзотичны, но и недостаточно цивилизованны. Западная публика не знает, как к нам относиться.

- У более "экзотичного" кино из бывшей Югославии, к примеру, больше шансов на мировом кинорынке?

- Да, но и "югославская волна" уже идет на спад, поскольку на Балканах ситуация приходит к стабильности. Сейчас, напротив, возникает интерес к албанскому кино. В этом году были две албанские картины, которые пропутешествовали по всем фестивалям. Одну из них я смотрел, и она действительно очень хороша - "Лозунги" режиссера Джерджи Хувани. Следует помнить, что кино, как никакое другое искусство, связано с общественно-политической ситуацией. Не исключено, что с новым положением России в мире после событий 11 сентября, после того как Россия политически ассоциировала себя с Западом, может появиться и новый интерес к русскому кино. Но есть еще одна проблема. Я не вижу пока ни одного человека, про которого можно сказать, что он спасет наше кино. Поколение, выросшее в 90-е годы.., его как-то жаль. Они очень слабо ориентируются в окружающей реальности┘

- Приближается наш основной зимний фестиваль "Лики любви"? Почему в конкурсе нет ни одного русского фильма?

- Все очень просто: в России к нашим срокам не сняли ни одной новой картины о любви. Нам предлагали "Лавину" - но по законам фестиваля фильм, уже побывавший в нашем прокате, не может участвовать в конкурсе. Вне конкурса мы покажем фильм "Расставание с Москвой" режиссера Шона Макгаффи, американца, учившегося здесь, влюбившегося здесь в России и рассказавшего с экрана свою историю. Конкурс в этом году большой - 19 картин из Швейцарии, Франции, США, Словении, Скандинавии, Бразилии, Японии, Южной Кореи, Индии. Мы покажем милый чешский мюзикл "Бунтари" (о любви летом 1968 года), выдержанный в стиле знаменитых музыкальных картин того времени. Кроме конкурса, готовятся две ретроспективы: "Любовь в костюмах" и "Любовь без костюмов". Первая состоит из картин, когда-то шедших в советском прокате: "Красная мантия" с Олегом Видовым, "Марыся и Наполеон" с Беатой Тышкевич, "Майерлинг" с Катрин Денев. "Любовь без костюмов" соберет "аморальные истории", большинство из которых у нас никогда не показывались. В их числе "Гриммовы сказочки для похотливых парочек" (ФРГ) Рольфа Тилле и югославская "Уна" Миши Радивоевича. В "Мире Кинотавра" утренний сеанс будет отдан небольшой программе "Любовь, которой мы не заметили", куда войдут картины Бориса Яшина "Осенние свадьбы", "Ливень", "Ожидание". Это "несоветские советские" фильмы с тонким чувством кинематографа, которого сейчас нет ни у кого.

- Какие фильмы конкурса вы рекомендуете не пропустить?

- Словенскую картину "Хлеб и молоко" Яна Цвитковича, которую я хотел пригласить еще в конкурс сочинского фестиваля. Но фильм позвали в Локарно и в Венецию. В Венеции картина была признана лучшим дебютным фильмом (к призу прилагают 100 тысяч долларов и 20 километров пленки). Это история распадающегося семейства и в то же время утверждение любви, главенствующей, несмотря ни на что. Любопытно посмотреть большие постановочные картины - к примеру, южнокорейскую "Легенду о Чхунхян". Эту древнюю историю пышно и трогательно снял классик корейского кино Им Квон Тэк.

Относительно шокирующей будет французская картина про маркиза де Сада с Даниэлем Отоем в главной роли. На фоне якобинского террора маркиз учит технике любви юную девушку-аристократку. В этой картине есть то, чем всегда было сильно советское кино: точное соединение личной жизни героев и большой политики. Много эпатирующих сцен содержит японская картина "Юная девушка", выдержанная в тягуче замедленном темпе.

Во всем мире прокат монополизирован Голливудом, и по-прежнему остается немало фильмов, которые негде показывать. Поэтому фестивали становятся местом альтернативного проката. Ведь все равно прокатчики никогда не купят заведомо неприбыльные картины. Зато теперь наблюдается обратный процесс. Прокатчики говорят: мы купили картину, пускай ее премьера пройдет на "Ликах любви". Таким образом в конкурс попали новый фильм Амоса Колека "Влюбленная Квинни" и ирландский фильм "Дискосвиньи" режиссера Кирстен Шеридан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
553
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2278
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1498
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1126

Другие новости