0
3990
Газета Детская литература Печатная версия

12.09.2019 00:01:00

В тридесятое село прилетело НЛО

«Курочка Ряба», «Репка» и «Коза-дереза» на новый лад

Тэги: традиция, рифма, импровизация, крокодил гена, пусть бегут неуклюже, сказки, снегурочка, этика, фольклор, волшебство, абсурд


традиция, рифма, импровизация, крокодил гена, «пусть бегут неуклюже», сказки, снегурочка, этика, фольклор, волшебство, абсурд Александр Тимофеевский. Нянюшкины сказки / Ил. Натальи Петровой.– М.: Б.С.Г.-Пресс, 2018. – 64 с.

Александр Тимофеевский когда‑то покорил сердце каждого советского ребенка сочиненной им песенкой, без которой не обходился ни один день рождения. Конечно, это песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже». Со времени выхода мультфильма минуло почти полвека, писателем, поэтом, сценаристом было создано и опубликовано многое. Последнее, что вышло в свет, – книга фольклорных переложений в стихах для детей. В ней пять народных сказок: «Двенадцать месяцев», «Снегурка», «Коза‑дереза», «Репка» и «Курочка Ряба», – оформленных художницей Натальей Петровой, работа которой, кстати, стала лауреатом конкурса «Образ книги».  Не спешите утверждать, что эти сюжеты давным‑давно известны и вас не удивишь! Тимофеевский предлагает обратить внимание на нашу культуру, привлекая внимание к старым добрым сказкам. Поэт не только переложил традиционные истории с помощью рифм и размеров на новый лад, но и позволил себе обаятельную импровизацию, перекликающуюся с интересами современных детей. Читая «Двенадцать месяцев», так и представляешь себе, как нянюшка, желая усмирить непослушного ребенка, рассказывает ему страшную сказку. Автор нарочно нагнетает атмосферу, увеличивает ощущение катастрофы, передавая образ природы через олицетворения и гиперболы:

Зима то едет на гнедой 

кобыле –

Мороз и стужа землю 

запирают, –

То обернется волчьей стаей

И оставляет страшные следы…

Поэт словно торопится, рассказывая обо всех трех походах Марушки в лес. Он дает возможность чуткому сердцу ребенка увидеть зарождающуюся нежность между Марушкой и месяцем Мартом. А также в очередной раз поверить и убедиться, что добро непременно побеждает зло.

Импровизация в «Нянюшкиных сказках» – один из методов построения текстов, прослеживающийся уже с первого раздела, в том числе в образах мачехи и ее дочери. Выбранный способ изложения увлекает читателя. Чем дальше – тем любопытнее:

Над лесом пролетали 

две вороны,

Одна кричала: – Кар‑р, 

хочу корову!

Другая: – Кар‑р, я требую 

корону!

Вторая сказка – «Снегурка» – исполнена в традициях былинного жанра. Повествование льется песней, читается нараспев, убаюкивая ребенка:

Люди добрые лишь о ней 

говорят,

Воробьи ей щебечут песенки,

А зайчата лесные, 

зверята незлые

Льнут к Снегурке, как дети 

малые.

В этой части Тимофеевский умело передает общее настроение: теплоту, любовь и грусть одновременно.

32-15-1.jpg
Коза умудряется настроить деда против родни.
Иллюстрация из книги
«Коза‑дереза» совершенно не похожа на две предыдущие части. Она написана в жанре прибауток с развивающимся по спирали сюжетом. Автору удается ловко смешить читателя, переплетая фольклорный мотив с современностью:

От удовольствия дед кряхтел,

Пульт доставал и в руках 

вертел…

Включал телевизор, смотрел

футбол,

Сердился, томился, 

кричал: – Го‑о‑л!

События закручиваются со стремительной силой: главная героиня умудряется настроить деда против родни и прогнать бабку, внука и внучку. Несмотря на то что сказка написана в шуточной форме, градус читательского сопереживания не падает. Обсуждаемый жанр часто предполагает проговаривание этических установок. В «Козе‑дерезе» это присутствует, но в легкой и ненавязчивой форме:

Бухнулся дед родне в ноги:

– Вы уж не будьте ко мне 

строги,

Надо бы ко времени огород 

полоть –

Надо бы ремнем меня пороть!

В следующей части Тимофеевский дает волю своему воображению, приятно огорошивая читателя, вовлекая его в волшебство и абсурдность происходящего в рамках, казалось бы, знакомого сюжета.

В королевство номер восемь,

В тридесятое село

Вдруг негаданно‑нежданно

Прилетело – НЛО…

Так начинается сказка «Про репку». Но где же овощная героиня? А репка непременно будет, только она обернется космическим кораблем с густой ботвой на макушке и милейшим инопланетянином внутри:

Он сказал: мне надо срочен

Быть сегодня на углу

Юпитера, вы мне очень

Помогли. Я вас лублу!

Легкое сплетение народной сказки и фантастики не может не импонировать юному читателю. Закрученный сюжет, удивляющий новыми поворотами, лишь подогревает интерес в ожидании того, что же произойдет дальше.

В «Курочке Рябе» Тимофеевский и вовсе начинает откровенно хулиганить, что, несомненно, придется детям по вкусу: «Курочка гладила деду рубашку,/ Старухе варила манную кашку». Главным героем здесь оказывается колобок. Всего за несколько строчек он умудряется посеять панику среди жителей города и даже остановить самолет. А все из‑за того, что разбилось яйцо!

У нас в доме случилось такое,

Что нету мне, колобку, покоя –

Яичко с верхней полки 

скатилось,

Упало на пол

И, представьте, разбилось.

В книге «Нянюшкина сказки»Тимофеевский играет с детьми, предоставляя им возможность пофантазировать, покрутить и раскрутить знакомые истории. Поэт ловко соединяет разные жанры, преподнося современному ребенку новое прочтение фольклорных сюжетов. Они наполнены иронией и грозящей катастрофой, абсурдом и грустью – всеми теми чувствами, которые переживет ребенок вместе с яркими персонажами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Казаки-охотники

Казаки-охотники

Андрей Щербак-Жуков

Традиционные ценности семьи Засядкиных

1
8716
За семью оболочками

За семью оболочками

Юрий Юдин

Кощей Бессмертный как прообраз булгаковского Воланда

0
7563
Когда подделка ценнее оригинала

Когда подделка ценнее оригинала

Елена Жуковская

Очередная «Книжная окрошка» была приготовлена и съедена библиофилами

0
1828
Коварная маклюра, зубик кашалота и валюта «Чашки чаю»

Коварная маклюра, зубик кашалота и валюта «Чашки чаю»

Яна Любарская

Прогулки по малоизвестной Евпатории

0
12687

Другие новости