0
3189
Газета Детская литература Интернет-версия

01.06.2017 00:01:00

Рукохоботки и хлороушки

Тэги: космос, инопланетяне, кошки, мэри поппинс, фредди крюгер, ужасы, стивен кинг, льюис кэрролл, кафка, мистика, метафизика, фобии, дед мороз, абсурд, черви, дети


космос, инопланетяне, кошки, мэри поппинс, фредди крюгер, ужасы, стивен кинг, льюис кэрролл, кафка, мистика, метафизика, фобии, дед мороз, абсурд, черви, дети Монстры подсознания способны прорываться в реальность. Рисунок Аглаи Гронас. Иллюстрация из книги

Недавно вручили Детскую Горьковскую литературную премию – «дочку» Горьковской литературной премии. Это первая писательская премия, которой награждаются сами дети. Победителей четверо, все они авторы детского литературного журнала «Лучик 6+». Жюри премии – это, собственно, сотрудники журнала. В числе победителей – двое москвичей: 13-летняя Алиса Радионова и 16-летний Глеб Кузьминский.

Действительно, поддерживать юных авторов нужно. И важно то, что жюри поощряет детей, наделенных не только талантом, но и нестандартным видением. Ведь детское мышление еще не испорчено стандартами литературы. Если вспомнить историю из «Мэри Поппинс», дети до определенного возраста понимают язык ветра, птиц и деревьев. Так что опыты юных авторов способны порвать привычные стереотипы, помочь посмотреть на мир с других ракурсов.

18-15-01.jpg
Алиса Радионова. Контакт: Проза и стихи.
– М.: Луч, Bookscriptor, 2017. – 66 с.

Алиса Радионова. Книжка «Контакт. Проза и стихи». Емкое название, которое, с одной стороны, отражает космическую тематику – контакт пришельцев с землянами, а с другой стороны – говорит о прочих контактах:  между родителями и детьми, учителями и учениками. Вся жизнь – сплошной контакт. Космические «эпизоды» – это три взгляда на землян, которые условно назовем «остроумно-позитивный», «негативный» и «иронический». В первом зумзы собираются завоевать землян, но «Хорошо темперированный клавир» Баха оказывается для них сверхмощным акустическим наркотиком. Во втором с землянами хотят сотрудничать разумные растения (в описании внешности хороши «рукохоботки» и «хлороушки»), но они приходят в ужас от того, что люди относятся к категории «фагов», которые едят растения и животных. В третьем сумасшедший пишет из психушки письмо, уверяя, что кошки – это инопланетные существа, которые хотят тайно поработить человечество.

Но наиболее интересен четвертый эпизод, который показывает, что автор не чужд важной для писателя рефлексии, оценивает свой творческий процесс и попытку советов зело активных родителей. Тут есть замечательные комические диалоги,  Алиса изображает папу и маму с добродушно-снисходительной иронией: «Народ! Это у всех проблемы с родителями, или только мне такой активный комплект достался?»  Яростные и смешные споры по поводу сочинений дочери вызывают симпатию: они показывают как минимум внимание к дочери и как максимум то, что в самих родителях живы дети. Интересны и другие рассказы, скажем, «Искусствовед из 6 «Г», где лентяю и двоечнику удается осмыслить картину; «Маятник судьбы», где рациональный расчет нарушает случайность. Хороши и стихи – в них ощущение красоты, юмор, неожиданные образы: «Штрих самолета словно нож/ Располовинил неба корж,/ И сотворил два бутерброда/ Один – заката, а другой – восхода».

18-15-02.jpg
Глеб Кузьминский. Дедушка исчез: Пьесы и рассказы.
– М.: Луч, Bookscriptor, 2017. – 78 с.

Глеб Кузьминский – «Дедушка исчез. Пьесы и рассказы». Другая сторона Луны. Алиса работает с позитивным, «посюсторонним», рациональным, а Глеб обращается к темным метафизическим страшным сторонам жизни. Вспоминается и Кафка, и Кинг, и ужастик из 90-х Фредди Крюгер, и еще… Льюис Кэрролл, где накал страшного остужается прохладным ушатом абсурда. В пьесе «Артем и Снегурочка» обычно добрый Дед Мороз предстает злобным ревнивым дедом, в пьесе «Дедушка исчез», казалось бы, веселая история с фокусом оканчивается мрачным эпизодом на грани абсурда, в духе Хармса. Рассказ «Больное сердце» – это вообще сентиментальный мистический триллер с элементами стеба. Одиночество подростка Вали, ощущение, что никто не любит, непонимание со стороны мамы, желание смерти – из этого строится образ: герой любимым девочкам раздает сердце по кусочкам и умирает. Мать (в большей степени для того, чтобы вернуть привычный порядок вещей, чтобы было для кого готовить салат) превращается в киллера, который угрозами и шантажом добывает кусочки и пытается, склеивая сердце, оживить сына. Но последний кусочек исчез безвозвратно: поверенная в чувствах Вали – Ася выбросила его на помойку.

Примечательно, что в рассказе серьезное, печальное балансирует на грани с абсурдным и смешным. Например, мама и Ксюша, когда поняли, что Валю уже не вернуть, подружились, и вот какой между ними произошел диалог: «–А я ведь, – усмехнулась мама, – хотела вырезать убийце все органы, когда я его найду. Ну, что, Ася, с чего начнем?» – «Не обижайтесь, но, если честно, когда ко мне подсаживался Валя, я иногда жалела, что у меня есть нос, – захихикала Ася. – Может, нос вырежем?» – «Серьезно? От него просто воняло? Так вот почему у него ничего не получалось?!» Мама и Ася засмеялись. Мама наконец нашла себе собеседника». Глеб обращается к монстрам подсознания, выворачивая детские фобии: в «Днях Васи Зиновьева» Васю преследует жуткий Страшила, от которого невозможно избавиться, в рассказе «Про червяка» очаровательная соседка по парте силой внутреннего убеждения героя принимает облик червяка. И тут, опять же, несмотря на уже, казалось бы, определившийся финал, оказывается, что не зря герой выбрал для девочки такое обличье: отвратительное по общепринятым меркам превращается (для него) в прекрасное и трогательное: «Я представил, как мы с большим розовым червяком ходим по парку. Я представил, как я играю ему песни на гитаре. Я представил, как Полина проползает, словно яростная волна, мимо скучных, зевающих людей, как я держу ее за жирный хвост, и мы смеемся… громко смеемся». И, несмотря на серьезность истории, мы слышим, как автор внутренне покатывается от смеха. Вместе с нами.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1176
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3016
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2124
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1697

Другие новости