Кузька Кузякин,
Евгения Доброва. Каждый может стать принцессой. Сказки о девчонке из дворца. М.: Клевер-меди-групп, 2015. – 46 с. (Новые волшебные истории) |
Одна из правильных черт детской книжки в том, что она носит «прикладной» характер. Нет, в данном случае речь не о том, что по ней можно устраивать игры, или, как сейчас принято говорить, интерактивные занятия. Хотя, конечно, для детей важно и то, что всякую сцену можно перевести в действие и отыграть. Но в случае книги «Каждый может стать принцессой» немножко иначе: дело в том, что волшебная страна, описанная в ней, «приложима» к настоящему, к современным реалиям мира. И таким образом, как главная героиня книги – забавная, капризная, но живая и любознательная Принцесса вдруг обнаруживает реальный и даже страшноватый мир за забором королевства (тут, кстати, возникают ассоциации со взрослой фантастикой наподобие Оруэлла), так и читатели могут ощутить, что прекрасное «бытовое» волшебство может существовать совсем рядом. И каждая девочка, находя в Принцессе такие же, как у себя, черты (недаром же подзаголовок «Сказки о девчонке из дворца») – капризы, любопытство, ненависть к навязываемым правилам и временами непонимание взрослых, – может в обратном порядке ощутить: да я же эта самая принцесса и есть.
Еще один плюс книжечки, которая, кстати, отлично сделана в плане полиграфии – большой формат, смешные трогательные иллюстрации Инны Черняк – в гармоничном взаимопроникновении детского восприятия мира и взрослых реалий. Ситуация такого восприятия отыгрывается в легких, не напрягающих, не морализирующих сценках – например, когда Принцесса во время «выхода в свет» с ужасом ожидает, когда будут снимать и есть шубы, в то время как речь шла, конечно, о блюде «селедка под шубой». Или в главе, где Принцесса устраивает свои перевыборы, считая, что должна найтись принцесса поумнее. Или когда Принцессу, полезшую на березу за ананасами, снимают при помощи бульдозера. Или когда Король и Королева заходят в Интернет на форум, чтобы похвастаться, что их дочку приняли в школу. «Мужчина, это у вас, что ли, вентиль сорвало?» – спрашивает Бродячий Слесарь Короля, когда возникает опасность затопления дворца слезами Принцессы. Часто ощущаешь юмор, театральность, кинематографичность сцен, которые как будто просятся, чтобы их перевели в визуальное искусство. Приятно и то, что Принцесса, у которой можно найти черты Пеппи Длинныйчулок (смелость, веселье, задор) и Маленькой разбойницы из «Снежной королевы» (избалованная, но с добрым сердцем), однако оригинальна. Авторы видят мир ее глазами, и живая девочка предстает во всем комплексе переживаний – злости, радости, смелости и страха, веселья и хандры.
Кузьке Кузякину и Евгении Добровой удалось выстроить небольшой, но симпатичный волшебный мир, где показаны порой скандальные отношения между Королем и Королевой (в минуты нежности она зовет его Кролюша), в котором есть свои кулинарные причуды – там постоянно едят торты, мороженое, муссы из помидоров и огурцов, где есть смешной персонаж, олицетворяющий мораль, – Главный Советник Этикеткин. И кстати, несмотря на то что книга составлена из отдельных, хоть и связанных общими героями эпизодов, с главы «Яблочный воришка», в которой в уютный устроенный мир Принцессы врывается незнакомый мальчик и Принцесса попадает в город, начинается настоящий экшен, где Принцесса проверяется на крепость – когда ей приходится спасать нового знакомого от гнева любящих родителей. Есть и небольшая интрига в духе Сыроежкина и Электроника, когда выясняется, что мальчишек было двое, что они братья-близнецы. Ну и в качестве примера приведем небольшую цитату из книги: «И тут Принцесса заявила, что если ей запретят быть писательницей, она выйдет замуж за дракона. Король подумал: закрыть бы ее в башне на три года! И чтоб без помидоров! В этот момент подали десерт – помидоры со взбитыми сливками. Ладно, решил Король, шут с ней. Пусть пишет, но только чтоб о помидорах. Но сказать об этом не успел, потому что по кубкам разлили помидорный кисель».