Сергей Седов. Сказки про мальчика Лешу.
– М.: Лайвбук, 2013. – 88 с.
Русская детская литература славится странными авторами. Такими, что читаешь и недоумеваешь: откуда что берется. Одни только Хармс с Олейниковым чего стоят! Из наших же современников, пожалуй, самый странный сказочник – это Сергей Седов. Не всегда понятно, для кого он пишет. То ли для очень-очень умных детей, то ли для взрослых… как бы это поточнее сформулировать… со странным мышлением. Так неожиданны все его произведения, так не похожи ни на что. И так притягательны своей запредельной фантазией.
Новая книга – о мальчике Леше, который умеет превращаться во что угодно: в грузовичок, в собаку, в медведя, в березу, в космонавта, в самолет, в поезд, в пшеничный батон… Сюжет, достойный эпоса. Леша, словно мифологический герой, един, но многолик. Он помогает друзьям и подругам, он наказывает бандитов и тех, кто срывает цветы и рубит деревья, он разминирует Госдуму и помогает влюбленным сделать решительный шаг навстречу друг другу… В разных историях о Леше можно встретить приметы разных времен: то герои ходят на танцы, как в прошлом веке, то в кино, которое детям «до шестнадцати» смотреть не разрешается, то сталкиваются с киднепингом, то вспоминают футболистов Бекхэма и Роналдо. Для такого героя времени просто нет. И еще одна черта сближает его с героями эпосов: у него есть мама Лида, но нет папы. Правда, он помогает маме найти того, кто ее действительно любит.
Но в основном истории его превращений отдают иронической парадоксальностью, а не пафосной героикой.
«Однажды Леха превратился в воздушный шарик и полетел… А его сбили! Из рогатки… Осталась от Леши только одна веревочка. И еще кусочек сдутого шарика. Но Леша снова превратился в целый шарик и снова полетел. А его опять сбили, а он опять превратился!
Леша в облике летающей тарелки помогает влюбленным. Рисунок Веры Хлебниковой. Иллюстрация из книги |
Так он до тех пор превращался, пока у них руки не устали, резинки не порвались и патроны не кончились.
– Да ну его! – сказали они. – Пусть летит, куда хочет, ненормальный какой-то!»
Истории про Лешу при всей его незаурядности больше похожи не на эпос, а на россыпь анекдотов. Что ж: анекдот тоже фольклорный жанр. Так и живут странные сказки Сергея Седова между эпосом и анекдотом в неопределенном фольклорном пространстве.