Мирослав Гришин. Святые среди нас.
– Сатисъ, 2011. – 160 с.
Долго на досуге, братья и сестры, думал я думу тяжкую: отправить ли рецензию на книгу Мирослава Гришина в «НГ-EL» или ограничиться излиянием своих впечатлений при помощи шариковой ручки аж на семи пустых страницах, услужливо предоставленных издателями «для заметок»? Но растечься мыслью по древу не сподобил господь.
Изводила меня, ребятушки, и такая еще кручина: вроде бы не является это сочинение «детской литературой». Тут, однако, с какой стороны посмотреть┘
Спервоначала скажу, что все мы, конечно, дети Отца нашего небесного. А коли так, то и всякое сочинение литературное, тем более рекомендованное к публикации Издательским советом РПЦ «по благословению Епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима», предназначается нам всем – чадам неразумным и многогрешным, но иной раз личностям творческим, испытанным жизнью, любящим Родину. Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий в предисловии так и пишет об авторе: «Автор, как видится, – личность творческая, испытанная жизнью, горячо, по-настоящему, верующая и любящая нашу Родину».
«Я не имею в виду литературные достоинства книги: вполне возможно, строгий критик найдет в ней какие-то изъяны и шероховатости», – прозорливо замечает далее отец Игнатий. И вот я, к сожалению, вынужден сказать об этих изъянах, ибо, критик строгий, хотя и отходчивый, нашел их в изобилии.
Не буду останавливаться на мелких ошибках вроде того, что, мол, «дед ощерился, обнажив редко торчащие клыки». Их, клыков, во рту человека и в пасти льва всего по два сверху и снизу, и не надо тут нам, так сказать, заговаривать зубы.
Гораздо печальнее другое. Когда неподготовленный человек, пусть и движимый самыми благими намерениями, берется за воплощение горней идеи в ткани художественного произведения, ткань эта в его руках мгновенно распадается, превращается в лохмотья. Дурновкусие (в данном случае – процитированное выше место встречи с «клыкастым» дедом), пошловатая тривиальность (повествование о духовном преображении «нового русского» под влиянием неудачных деловых обстоятельств) – это и многое другое, чего тут хватает через край, мягко говоря, не способствует достижению праведной цели, производит скорее обратный желаемому эффект. И автору совместно с Издательским советом РПЦ не стоит забывать о месте, в которое ведут подобные благие намерения, хотя бы и с чисто эстетической точки зрения.
Ибо нам, чадам творческим и по-настоящему верующим, надо еще и профессионально расти над собой, дабы уподобиться в том Отцу и творцу нашему.