Константин Арбенин. Заявка на подвиг: Сказочное повествование/ Худ. Вера Коротаева.
– М.: Время, 2011. – 176 с.
В жизни всегда есть место подвигу. Более того, даже в мирном быту очень часто складываются такие ситуации, что без настоящего рыцаря не разобраться. Почему летом по неделям нет горячей воды? Это злой великан украл Золотой Вентиль! Почему никого не пускают в парк, где раньше так любила играть детвора? Это коварный дон Капитон под видом охоты на несуществующее чудовище решил прибрать к рукам то, что называется «общественной собственностью»! Почему горят торфяники? Ну, конечно, потому что их поджигают подземные тролли... Сказочный мир, выстроенный Константином Арбениным, и похож на наш, реальный, и непохож одновременно. Вполне правдоподобные события в этой книге имеют волшебные объяснения. А магия в нем пасует перед человеческой смелостью.
Впрочем, герой книги не такой уж отчаянный смельчак. Рыцарь Николай – человек несобранный, непоследовательный и даже ленивый. Он никак не может завершить ни один подвиг – начинает, а потом отвлекается. «Бывало, вызовет на поединок негодяя, бросит ему в лицо перчатку, а утром проспит и в назначенный час на дуэль не явится. Ничего, думает, я его, мерзавца, еще раз вызову да время-то попозже назначу, поближе к вечеру. А потом все никак не соберется перчаток купить, чтобы вызов сделать. Пока соберется – уже другой рыцарь того негодяя давно заколол, оказывается». Его за эту черту прозвали бой-рыцарь.
Такому рыцарю не дама сердца требуется, а хороший оруженосец, который бы его все время подталкивал в сторону подвигов. А еще лучше – оруженоска. Пусть это не так романтично, как дама сердца, но зато очень даже практично. Она уж, будьте спокойны, не оставит рыцаря в покое, будет ему постоянным укором. Такой оруженоской стала для рыцаря Николая школьная учительница донна Маня. Она увидела в нелепом герое положительные черты. «Это не беда, – сказала донья Маня, – что ты подвиги до конца не доводишь. Некоторые их и не начинают». Это очень важно, когда в рыцаря, с одной стороны, верят, а с другой – по-дружески подталкивают. Так можно немало подвигов насовершать. Что, собственно, и происходит в книге. Совместные приключения барона Николая и доньи Мани увлекательны и поучительны. Хоть эта книга и дебют Константина Арбенина в детской литературе, но она уже получила высокую оценку старших коллег по перу. Так, Александр Тимофеевский сказал, что исследователь мыльных пузырей философичный кентавр Санделетов – это он! Хотя до этого они совсем не были знакомы.
Книга Константина Арбенина относится к той замечательной категории произведений, которые и детям читать интересно, и взрослым не скучно. Добрый юмор и афористичный язык делает ее универсальным семейным чтением. В повести чувствуется следование традициям пьес Евгения Шварца и фильмов по сценариям Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. К последнему, кстати, Арбенин испытывает особую симпатию – он с аккуратностью исследователя собирает информацию о жизни и творчестве этого незаслуженно подзабытого автора. Удивительное дело: большую часть сценариев замечательных фильмов-сказок нашего детства написали они в соавторстве, но почему-то Эрдмана знают все, а Вольпина – только специалисты...
Дракон Спартак Динамыч Крыльесоветов. Иллюстрация из книги |
Кто-то может упрекнуть Арбенина в том, что он разбрасывается. Любителям музыки он известен как автор и исполнитель песен, участник групп «Зимовье зверей», «Сердолик», «АрБаКом». Кроме того, он пишет сценарии для детских телепередач. Однако все это очень органично сплетается, и один вид творчества тянет за собой другой. Песни и сказки перетекают друг в друга, так же как реальность и сказка в его произведениях. Нет, Константин Арбенин не похож на персонажа своей сказочной повести – он если за что-то берется, то обязательно доводит до конца. Это, конечно, никакой не подвиг, но все-таки очень хорошее качество для творческого человека.