Сказки по изданиям Кнебеля.
– М.: Астрель. – 2011. – 92 c.
Запуганный москвич, кравшийся вдоль фасадов по улице Петровские линии 28 мая 1915 года, поневоле наблюдал следующую картину: тротуары усеяны стеклянным боем из разбитых витрин и завалены гигантским количеством бумаги. Вперемежку валялись вырванные из переплетов книжные блоки знаменитой «Истории русского искусства» и продырявленные рисунки выдающихся русских художников – братьев Васнецовых, Кустодиева, Лансере, Нарбута, Митрохина, Грабаря, Добужинского┘ Так наши «патриоты», устроившие по всей Москве грандиозный немецкий погром, поступили с известной всей читающей России книгоиздательской фирмой «Гроссман и Кнебель». То, что Павел Францевич Гроссман умер аж за 25 лет до описываемых событий, громил нимало не смутило. А другой компаньон фирмы, Иосиф Николаевич Кнебель, вроде и немцем-то не был┘
Когда уроженец галицийского Бучача, сын еврея-купца Иосиф Кнебель прибыл в 1880 году из Вены, где получил блестящее гуманитарное и экономическое образование, в Белокаменную, он увидел ее такой: «Удивительная, трудноописуемая картина предстает перед глазами приезжего, взирающего на распростертый у его ног великолепный царский град с рядами зеленых и красных крыш, бесчисленными церквами и дворцами. <...> Отражающийся от них луч солнца создает не виданное ранее поблескивающее многоцветье, сказочное великолепие которого нельзя увидеть ни в одном городе Европы». Как странно! Ведь именно «многоцветье, сказочное великолепие» станут отличительными чертами продукции «Гроссман и Кнебель». Столичным букинистам хорошо известна серия иллюстрированных монографий «Русские художники». А гелиогравюры с оригиналов Третьяковской галереи и Русского музея? А наглядные школьные пособия, воспитывавшие в гимназистах вкус, развивавшие в них интерес к отечественному искусству?
Каннибализм, заключение, пытки... Извечные человеческие страхи, переваренные для детей коллективным сознанием. Иллюстрация из книги |
Отдельного слова заслуживают совершенно роскошные кнебелевские детские книги. К иллюстрированию сказок и стихов издателем привлекались крупнейшие мастера графики того времени, входившие в объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». «Подарочная серия» детских книг не только с восторгом читалась детьми, но и бережно коллекционировалась их родителями. Классик советской живописи Юрий Иванович Пименов вспоминал: «Мне много раз доводилось встречать эти книги у друзей и знакомых, были они и у меня. И каждый раз я с радостью открывал эти почти не пожелтевшие плотные листы с прекрасными цветными иллюстрациями, отпечатанными, как правило, в лучших типографиях России».
Издательство «Астрель» поступило по меньшей мере разумно, решившись в этом году выпустить в свет репринты кнебелевских книжных шедевров. Спустя почти век высокому русскому искусству ох как пора уже восстать из погромной уличной грязи! Пусть новых Васнецовых и Лансере у нас пока нет, но, может быть, хоть новые Пименовы появятся?