Софи де Сегюр. Маленький горбун.
– М.: ЭНАС-КНИГА, 2011.
– 216 с.
Мог ли вообразить господин губернатор Федор Васильевич Растопчин, отдавая в 1812 году приказ поджечь Первопрестольную, что его дочь, его крошка Софья через семь лет в побежденной Франции выйдет замуж за графа де Сегюра?
Пожалуй, мог бы. Почему нет? Дело, как говорится, молодое. Но вот чего уж он точно не в силах был предвидеть, так это писательскую славу Софи де Сегюр, славу, на какое-то время затмившую в умах поедателей лягушачьих лапок, пожалуй, даже отблески пожара московского.
Сегюр встала у истоков детской литературы на родине де Сада и Мопассана в более чем зрелом возрасте – известность пришла к ней на исходе шестого десятка. За последние 17 лет своей жизни она опубликовала 20 романов, разошедшихся по миру сотнями миллионов экземпляров. Иллюстратором первой ее книги – «Новые сказки феи» – был молодой Гюстав Дорэ.
Горбун подрос, выпрямился и женился на своей подруге... Рисунок Алисы Ганиевой. |
Но гипнотическая сила, притягательность этих книг не только и столько в их оформлении (в случае с «Маленьким горбуном» это гравюры академиста Эмиля Баяра). Сочная, крепкая проза, заставляющая вспомнить не «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, а скорее «Крошку Цахеса» Гофмана или сказки князя Одоевского, – вот, по-моему, секрет столь долгой популярности сочинений Сегюр на ее второй родине, во Франции. Справедливо ли будет говорить в данном случае о прямом влиянии русской литературы на французскую? Едва ли. По-моему, перед нами гораздо более интересный феномен – тугой сплав Востока и Запада, православия и католицизма (Сегюр приняла католичество), души и разума, иррационального и логического. Интересно, не правда ли? И не только детям.
«Маленький горбун» – пока еще не самое известное в нашей стране произведение писательницы, чьи романы начало в последнее время с успехом выпускать издательство «ЭНАС-КНИГА». Но будем надеяться, что прочная в сменах история о нежно привязанных друг к другу маленьком принце-квазимодо и прелестной доброй девочке, об истинной красоте души и о конечном торжестве справедливости тронет еще не одно чуткое сердце.