Исаак Башевис Зингер. Голем/ Пер. с идиша И.Бернштейн; Худ. Е.Юдина.
– М.: Текст, 2011. – 48 с.
Эта книжка складывается из двух компонентов. Первый – Зингер, то есть автор. Второй – голем, то есть тема.
Исаак Башевис Зингер (1904–1991) – американский еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1978 года «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы». Писатель дебютировал с короткими рассказами, потом стал переводить на идиш Гамсуна, Ремарка, Манна, освоил большую форму. Эмигрировав из Польши в Америку, стал редактировать ежедневную еврейскую газету «Форвардс», где печатал фельетоны, заметки и рассказы, писал романы. В Америке Зингер стал лауреатом множества литературных премий, в том числе Национальной книжной премии по детской литературе (1969).
Зингеровский «Голем» – это детская интерпретация вечного сюжета о глиняном человеке, оживленном каббалистами с помощью тайных знаков. По аналогии с сотворением и наречением Адама. Интересно, что сам Зингер все время пользовался псевдонимами: Тее, Варшавский, Сегал и Башевис┘
Созданный праведным пражским раввином Лёвом для защиты еврейского народа от несправедливых притеснений, голем разоблачает кровавый навет клеветника и мота пана Братиславского. Правда, у Зингера голем выходит из-под контроля Лёва, дурачась и пугая жителей гетто и горожан. Он приобретает человеческие черты и даже взаимно влюбляется в сиротку Мириам, живущую у раввина в доме. Доходит до того, что король требует голема к себе в армию. Здесь проявляется богоборческая, упрямая сущность человека, выходящего из повиновения Богу.
![]() Он приходит вместе с бедой. Иллюстрация из книги |
С помощью плачущей от жалости сиротки раввину удается усыпить гиганта и стереть со лба его тайное имя. Голем исчезает, ибо по преданию мессией станет не оживленный идол, а человек из плоти и крови. Впрочем, по одной из версий этой еврейской легенды голем возрождается к жизни каждые 33 года. Сюжет, использованный не только в разножанровой литературе (Гофман, Гейне, Майринк, Лейвик, Лем и др.), но и в театре, кинематографе, публицистике и, само собой, в компьютерных играх.
Детский «Голем» Исаака Башевиса Зингера не страшный, но поучающий и волшебный.