Жак Ле Гофф. История Европы, рассказанная детям./ Пер. с франц. Н.Кудряковой.
– М.: Текст, 2010. – 126 с.
Не знаю, кто такая Барбара, которой посвятил свою книгу французский историк Жак Ле Гофф, но уж точно не видел ее копающейся в песочнице во дворе моего дома. Хотя дом-то мой находится не в Шанхае и не в Мельбурне, а в самой что ни на есть Европе. Только вот, кажется, не совсем в той, где здравствует и пишет автор «Истории Европы, рассказанной детям».
Вот, например, он задает Барбаре вопрос: «А есть ли Европа на самом деле?» И сам отвечает: «Каких-нибудь пять часов полета, а если не ездить в Россию, то всего лишь три, или несколько часов по железной дороге, и какое разнообразие жизни!» Это, если не ездить. А если поехать, то разнообразия кот наплакал: «В России говорят по-русски, из крепких напитков предпочитают водку, очень любят чай, который готовят в огромных металлических чайниках – самоварах┘»
Ну что до крепких напитков, тут Ле Гофф в самую точку попал. Есть такое дело. Это вам не лягушками лакомиться. А вот насчет самоваров он хватил. Может быть, его дальнего предка и отпаивали из такого самовара в 1812 году, но сейчас у нас в ходу все больше тефали китайской сборки и даже электричество кое-где проведено, угли в трубу засыпать не нужно. А что до того, что в России все сплошь говорят по-русски, так это тоже бабушка надвое сказала. Оно правда, говорят. Но не так, чтобы уж очень по-русски. Даже президенты с премьерами иной раз такое загнут, что их со словарем Ожегова-то понять невозможно, уж не говорю про словарь Даля.
Не знаю я, и кем приходится господин Ле Гофф господину Ле Пену, но мечты последнего, судя по утверждению первого, уже наглядно осуществились в России: российские европейцы – не только русские, но и татары, чеченцы, а также разные прочие калмыки изъясняются исключительно на великом, могучем и государственном. Или же таким остроумным способом господин Ле Гофф намекает на грядущее отчуждение национальных территорий? Но нет, конечно, такого быть не может.
Читая детское сочинение французского историка, я кроме всего прочего узнал, что «Россия – страна православная» и «зимой в России очень холодно, и, чтобы не замерзнуть, путешественнику придется купить шубу и меховую шапку». Все-таки нелегко пришлось у нас в гостях прапрадедушке, Царство ему небесное! Кстати, о царях. Историк он, конечно, не религиовед, однако надобно знать и ему, что в России Православная церковь не только отделена от государства, чего не было при победителе Наполеона Александре Благословенном, но и не является единственной религиозной конфессией.
Хотя чего это я на Родине зациклился! Вон Лихтенштейн с Андоррой да Сан-Марино с Ватиканом – их месье Ле Гофф вообще в упор не видит: «Из тридцати шести европейских стран только у девяти нет выхода к морю: у Люксембурга, Швейцарии, Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии, Македонии, Молдавии и Белоруссии». О Сербии я молчу – книжка, видно, давно писалась. Но Лихтенштейн, Сан-Марино! Но, прости Господи, Ватикан! Я водку из самовара не пью – мне за Андорру обидно.
Ну а Барбаре, наверное, понравилось.