Ася Кравченко. Сказки старого дома. – М.: ОГИ, 2010. – 128 с.
Милый друг! Если твой папа – продюсер на главном телеканале, или прораб на стройке века, или служивый из военкомата, или взяточник из министерства, а твоя мама – гламурная курица, или депутат Госдумы, или даже член Общественной палаты, – тебе не стоит читать эту прекрасную книгу. Не напрягайся, разглядывай свои комиксы, играй в последнюю версию Warkraft’а, готовься к поступлению в какой-нибудь престижный вуз по семейной протекции. Боюсь, милый, тебе уже ничто в этой жизни не поможет. Разве что чудо. Нет, я говорю не о досрочном помиловании твоего министерского папаши, а о настоящих чудесах, какие время от времени все еще происходят.
Вот, например, Ташка. Отец у нее серьезный человек – редактор в журнале, мама – оперная певица (меццо-сопрано, а не MakSim), соседка на пианино играет. Твой прадедушка в НКВД за троих пахал да на продуктовой базе в войну подъедался, а у Ташки прабабка из «бывших», из дворян то есть. Голубая кровь, белая кость. Призрак, естественно. Нет, не из вампирских саг, поглощать которые ты так любишь.
А еще есть у Ташки черный кот Монах, принесенный с улицы, и Сосед – домовой. В новых многоэтажках, возведенных зачуханными гастарбайтерами, нет ничего такого таинственного и невидимого, кроме радиоактивного радона. Но в домах старых, с историей, где скрипят двери и половицы, где на антресолях лежит вековая пыль, а в заделанном дымоходе можно обнаружить клад – кольцо с бриллиантом, домовые пока встречаются, хотя и не слишком часто. Если ты повнимательнее присмотришься к обоям, то можешь заметить и даже поймать домового.
Обыкновенно эти ребята корчат хозяевам довольно забавные рожицы. В древности их называли ларами или манами и последних очень боялись, не без оснований полагая, что они могут напустить на человека какую-нибудь манию. Но то были времена языческие, темные, а ныне домовой – друг человека.
Автор уютной книги, в которой живет Ташка с родителями, котом и домовым, – Ася Кравченко, редактор театрального журнала «Станиславский» (проект «НГ»). По информации из Интернета, писательница в детстве мечтала сделаться биологом, учителем и геологом. «Потом долго совсем не знала, кем быть. Лет до тридцати. А потом кем-то стала». Стала мамой и правильным человеком, знающим, что работать в детской литературе надо честно. И ведь, казалось бы, что мешало ей пролезть в авторы косноязычных ужастиков для безмозглых тринадцатилетних, унизиться до серии «летних романов для девочек» или переписывать убогую серость Стефании Майер!
Милый друг! Если в твоем сердце вопреки плохому или благодаря хорошему живет вера в добро и надежда на справедливость, если ты все еще сомневаешься в том, что гнилой «Дом-2» – то место, в котором тебе надлежит пребывать до конца твоих дней, обязательно поразмысли над сказками мудрого старого дома, рассказанными доброй тетей Асей, и скорее выходи за нами на волю – в безграничное пространство волшебного, но вполне реального мира, находящегося где-то за скрытым под старыми обоями дымоходом.