Кястутис Каспарявичус. Глупые истории. – М.: Мир Детства Медия, 2010. – 80 с.
«Ночью из окна спальни можно было различить среди бесчисленных звезд одну странную планету, все население которой составляли две птички: красная пташечка и зеленый птенчик. Они жили на разных сторонах планеты и встретиться друг с другом не могли. Прошло много лет, птенцы выросли, и повзрослевший птенец вдруг догадался, что умеет летать, взял да и перелетел на другую сторону планеты. Птицы так друг дружке понравились, что мгновенно подружились, а вскоре и поженились».
Я процитировал фрагмент одной из прозаических миниатюр, собранных в книжке. Книжка предназначена, как сказано в выходных данных, для детей младшего школьного возраста. Хочется спросить: а разве сказки Андерсена – чтение более старших детей? Разве «Маленького принца» Экзюпери сдают на выпускном экзамене в школе?
Читая незамысловатые, порой просто примитивные «истории» Кястутиса Каспарявичуса, так вполне можно подумать. Но это – промах издателей, а я, собственно, хотел сказать о другом.
Автор «Глупых историй» – литовский художник, с недавнего времени еще и сказочник. Каспарявичус иллюстрирует не только собственные книги, несколько раз он был отмечен главными призами детской книжной ярмарки в Болонье. Как верно замечают издатели, «Глупые истории» придуманы и нарисованы художником». Именно на иллюстративную часть книги я обращаю ваше внимание.
«Суть и рассказа, и рисунка здесь не в том, чтобы рассказать историю, а в том, чтобы вдохнуть в вещь жизнь, тем более что для Каспарявичуса, кажется, нет ничего неживого». Таково мнение издателей. По-моему, все обстоит как раз наоборот. Снеговик, напоминающий мертвеца из дешевого фильма ужасов, ощерившийся клыкастый унитаз, кошка-зомби┘
Страшно! Иллюстрация из книги |
Художник не вдыхает, а высасывает жизнь из своих картинок. Глядя на блеклую статичную мертвопись иллюстратора, становится страшно, особенно за «детей младшего дошкольного возраста». Возможно, что на родине Каспарявичуса, в Прибалтике, детишки радуются, разглядывая выхолощенные картинки, но у нас┘
Я вспоминаю книгу давно забытого и совсем недавно умершего великолепного эстонского писателя Владимира Бээкмана «Роберт – хранитель железа», многажды перечитанную в детстве, в младшем школьном возрасте. Удивительно интересное и динамичное повествование о приключениях железного человечка, обитающего на свалке металлолома, где он проводил время в прогулках и беспрестанных стычках с коварным котом Коттером, охотящимся на «железную крысу», – все это так дисгармонировало с прежалкими иллюстрациями, из которых, казалось, северо-западный ветер выдул все живое и яркое.
Да и другая прибалтийская художественная продукция для детей, помню, часто поражала какой-то отупляющей бедностью, серостью, вымученностью, грозящей последующим кошмаром. Кто-то скажет: школа, традиция, менталитет. Возможно.
Прибалты не устают подчеркивать свое мировоззренческое и, разумеется, эстетическое отличие от славян. Вот только нужна ли русским детям прививка столь чуждой эстетики? И не в виде переиздания лучших книг мультикультурного эстонца Бээкмана, а в виде «Глупых историй» литовского традиционалиста Каспарявичуса. Может быть, птичкам, чтобы перелететь на «другую сторону», надо сначала дать спокойно подрасти?