Она подошла к зеркалу и поразилась. Отражение было одето в школьную форму с парадным белым фартуком.
Рисунок Александры Шанауриной
Если выехать из Москвы строго на север и промчаться с ветерком на машине по наезженной любителями горных лыж трассе, то примерно минут через сорок, если не будет пробок, перед вашим взором возникнут Сорочаны, новорожденный курорт Подмосковья. Пропетляв уже по деревенской неасфальтированной дороге минут десять, обязательно попадете в садовое товарищество под совершенно непримечательным названием Горки.
Зато весьма примечательно то, что здесь в небольшой ухоженной усадьбе живет с самого своего рождения мальчик Федя. Он считает себя совершенно взрослым, ведь ему почти пять лет.
У Феди большое окружение: мама, папа, младший брат Миша, бабушка, няня, домработница и один или два сторожа. Есть еще три дворовых собаки, благородные алабаи, которые на родине охраняют от волков и лихих людей отары овец, а здесь просто присматривают за порядком.
В главном доме, где, собственно, Федя и обретается, если не приходится наезжать на городскую квартиру, живет большой такс Роман и абсолютно голый кот Крысин. Они либо греются (естественно, поздней осенью и зимой) возле чугунной печки, укладываясь возле нее почти вплотную, либо дремлют, согреваясь друг о друга, в большой корзине под бордовым пледом, прямо под обеденным столом на первом этаже.
Федя любит строить замки и крепости из кубиков, изредка смотрит мультфильмы (если разрешают взрослые), а когда примерно раз в две недели приезжает дедушка, то он и Миша играют с дедушкой в прятки.
Иногда они играют в прятки и с бабушкой, но последней чаще всего некогда, на ней лежит общее руководство столь обширным хозяйством, и потом бабушка все чаще прихварывает. Зато она умеет и любит рассказывать внукам всевозможные истории, в которых намешано всякой всячины от Андерсена и Кота-Мурлыки до Успенского и Остера.
Вот и сегодня она пообещала Феде очередную байку о козле Фоме, но отговорилась усталостью, и пришлось уже самому Феде припоминать подробности последних происшествий с рогатым чудищем.
Стоит заметить, что Федя – очень подвижный и развитый для своих лет мальчик. У него чистое лицо, красивые черные глаза с длинными ресницами и быстрая, порой скомканная речь. Одет Федя всегда очень аккуратно, поскольку его обихаживает столько заботливых женщин. Но больше всего он любит обряжаться в доспехи, ничего, что игрушечные, и бегать по дому то с мечом, а то с кинжалом, ибо усадебный мир полон чудес. То пролетят огнедышащие драконы, то проскользнут бледнолицые привидения, а то и зловредные монстры так и норовят ухватить за ворот рубашки.
Федя присел возле бабушки на мягком диване и принялся рассказывать, что произошло буквально вчера.
Январская стужа неожиданно дала сбой, потеплело, с раннего утра выкатилось румяное солнышко, и Федя с Мишей под присмотром няни Даши и сторожа Фазика отправились по хорошо изученному маршруту. Сначала они зашли в деревню Редкино – навестить кошку Муру.
Деревня эта зимой почти вымирает, только в нескольких домах живут хозяева, а большинство съезжает в столицу. Но кошка Мура всегда на посту, она попеременно навещает жизнестойких редкинских обитателей и пробавляется тем, как говорится, что Бог послал. Где-то ей перепадает кусочек колбасы, где-то вареное куриное крылышко, а то ухватит на снежной целине невесть почему заплутавшую мышь-полевку.
Федя обычно приносит Муре горстку кошачьего корма, которым питается его безволосый Крысин, и разновкусье с взрослого стола: то это колбасные обрезки, то кусочки отварной или жареной рыбы, наконец, куриное мясо.
Ценя такое соседское уважение, Мура позволяет Феде гладить ее вдоль позвоночника и одновременно поглощает по возможности быстро очередные щедроты. Мишу кошка боится, потому что трехлетний малыш сразу хватает ее за хвост, пытается поднять в воздух, тут же сам пугается и начинает плакать, словно его только что оцарапали.
Отгостевав в Редкине, процессия направляется в Драчево. Это небольшой станционный поселок, где в десятке-другом хрущоб живут отставные железнодорожники. Кроме того, имеется примерно столько же ветхих избенок, где аборигены держат кур, кроликов, коз и прочую живность. Охраняют их цепные дворняжки-побрехушки, заливающиеся лаем на любое шевеление возле изгороди.
В одном из таких подворий живет козел Фома, могучее статное животное, обросшее густой желтовато-белой шерстью, крепко стоящее на своих четырех конечностях. Копыта у Фомы напоминают слоновью кость, они раздвоены. Красивая голова с умными глазами чуть покачивается на мощной шее и увенчана парой остроконечных рогов.
Особенность Фомы состоит в том, что он умеет разговаривать, но предпочитает говорить именно с Федей, сторонясь взрослых, которым не доверяет. Его хозяйка тетя Нина уже неоднократно продавала молодых козлушек и старых коз заезжим таджикам, которых в округе пруд пруди.
Гастарбайтеры, как их кличут по-научному, строят дома не только «новым русским», а кому ни попадя, лишь бы работодатели кормили, приплачивали и позволяли жить то в железном контейнере, а то и в палатке, несмотря на пребывающие холода. Таджики совершенно не едят свинину, предпочитают баранину, а за отсутствием оной довольствуются козлятиной.
Нет, Фоме это решительно не нравится, и он уже не однажды поддавал своими рогами куда ни попадя смуглолицым уроженцам Памира.
Однако вернемся к рассказу мудрого козла.
Намедни он перескочил невысокую изгородь и отправился в сторону сельского кладбища. Фоме показалось, что там по ночам посверкивают какие-то огоньки. Может быть, костры разводит всякая нечисть либо приблудный люд. Фома с трудом прошел по снежной целине. Хотя зима выдалась и не снежная, но все-таки плотный слежавшийся пластом снег не позволял идти быстро и размашисто.
Добравшись до кладбища, козел обнаружил, что в одном месте снега совсем нет и проклюнулись беленькие цветочки, подснежники. А рядом лежал школьный ранец, полный учебников.
Из вынутого дневника Фома уяснил, что ранец принадлежит его хозяйке, тете Нине. Давным-давно, еще ученицей начальных классов, она сбежала с уроков и оставила ранец на кладбище, да так и не соизволила его забрать. В наказание дедушка Мороз заставил ее пасти коз и никогда не получать цветы в подарок. Только если бы она вернулась за своим ранцем, он наградил бы ее целой поляной подснежников.
Фома пожалел свою хозяйку и принес находку домой, кроме того, он захватил еще и букетик подснежников, правда, не удержался и сжевал несколько цветочков. На вкус они показались ему водянисты и кисловаты.
Он положил ранец на табуретку, а букетик поставил в стакан с водой.
Когда тетя Нина зашла навестить свою животину, то сразу увидела свои учебники, очень удивилась, взяла хрестоматию по литературе и принялась декламировать стихи о цветах. А подняв голову, увидела еще и подснежники. Конечно, она и предположить не могла, что это все козлиные выкрутасы, а решила, что ее навестила старшая дочка, которая живет аж дальше Москвы, в городе Туле. «Что ж это она меня не дождалась?» – подумала хозяйка.
В глазах ее блеснули слезы, она вытерла лицо платком, подошла к зеркалу и поразилась. Отражение было одето в школьную форму с парадным белым фартуком. Оно продержалось мгновение и исчезло, но с тех пор тетя Нина очень помолодела и записалась на курсы кройки и шитья в Доме культуры соседнего поселка.
Решительно никто из соседей не понимал причины такого странного поведения, и кое-кто судачил, что старушка малость сбрендила, очевидно, влюбилась.
И только козел Фома знал, что произошло на самом деле, но рассказал об этом под строгим секретом своему верному пятилетнему другу, который, в свою очередь, поделился новостью только с бабушкой.
А она ему не поверила.
«Эх ты, фантазер и проказник! Сам-то учись получше», – произнесла она и погладила внука по голове.