Петька сидел за столом и усердно выводил в тетради заголовок «Домашнее задани┘». В это время зазвонил телефон. Петька бросил ручку на стол и отправился в соседнюю комнату к аппарату. Он вяло поднял трубку.
Звонил его друг и одноклассник Колька. Голос его был взволнован.
– Чем занимаешься?
– Уроки делаю, – уныло ответил Петька, теребя кончик носа.
– Оставь! Я тут такое придумал!.. Быстро выходи!
– Что придумал? – Петька оживился и оставил свой нос в покое.
– Шифр! – выдохнул Колька. – Вот что!
– Ши-ифр! – Петька даже шею вытянул. – Ничего себе!
– Да, шифр! Быстро выходи! Обалдеешь!.. – выпалил Колька и бросил трубку.
Петька заскакал по квартире, переодеваясь. Он забежал на кухню и схватил из вазы печенье. Засунув печенье в рот, он бросился в прихожую, быстро надел куртку и снова вернулся на кухню. Загрузив печеньем карман, Петька без промедления выскочил из квартиры.
Колька уже был во дворе. Он ходил вокруг дворовой скамейки, заложив руки за спину, смотрел куда-то вверх и загадочно шевелил губами.
– Ну, что? – подскочил к нему Петька.
Колька торжественно посмотрел на Петьку.
– Шифр – вот что! – Он указал другу на скамейку. – Садись. Что жуешь?
– Печенье. – Петька достал из кармана горсть. – Будешь?
– Да. Мне сейчас надо – я думаю!.. – Колька взял несколько штук и отправил их себе в рот все сразу.
Прожевав печенье, Колька наконец подсел к Петьке и посмотрел на него хитрыми глазами.
– Вот как зашифровать слова «дерево зеленое»?
– Как? – напрягся Петька.
– Зелево дереное – вот как! – радостно поведал Колька.
– Зелево дереное?! – с удивлением повторил Петька.
– А «небо голубое»? – Колька восторженно указал пальцем вверх и, не дожидаясь ответа, так же восторженно произнес: – Голо небубое!
– Ничего себе!.. – отшатнулся от него Петька. – А как это?
– Как! – Колька оглянулся вокруг и перешел на шепот: – Первые три буквы каждого слова мы меняем местами! Три первые буквы второго слова ставим вместо трех первых букв первого слова, а три первые буквы первого слова ставим вместо трех первых букв второго слова!.. Понял?
– Круто! – оценил Петька.
– А ты думал!.. Шифр! Никто не догадается! – Колька расправил грудь и победно огляделся.
– А ну-ка, я попробую, – сказал Петька и тоже уставился в небо.
Колька вскочил со скамейки и замер перед Петькой в ожидающей позе. Петька почти так же, как Колька минутами раньше, беззвучно шевелил губами и был всецело поглощен шифровкой. Наконец он повеселел и обратился к другу.
– Так, слушай! «Картошка вареная» – вартошка кареная! «Котлета куриная» – курлета котиная! «Хлеб бородинский» – борб хлеодинский!..
– Ты что – не обедал? – спросил Колька.
– Почему, обедал, – не уловил иронии Петька. – Слушай дальше! «Собака гавкучая» – гавака собкучая!..
– Молодец! – перебил его Колька. – Разобрался! А теперь, давай, я тебе буду говорить, а ты шифровать.
– Давай, – согласился Петька.
Весь вечер они тренировались в шифровке. То Колька придумывал слова, а Петька шифровал, то наоборот. Расстались поздно и договорились, что дома понапридумывают еще и принесут в школу.
Утром в классе Петька достал из ранца целых две тетрадные страницы с приготовленными к шифровке словами. Колька в ответ показал ему наполовину исписанную тетрадь.
– Вот как нужно работать! – гордо сказал он, но вчитаться в написанное Петьке не дал. – Я тебе на уроке буду записки посылать со словами, чтоб ты шифровал. А ты – мне!
Так и договорились.
Колька и Петька сидели в классе за соседними столами через проход друг от друга. Сидеть за одним столом им строго-настрого запретили уже давно, чтобы не мешали друг другу и одноклассникам получать знания.
Первым уроком была литература. Учитель размеренно вел занятие и долго терпел их шепот, смешки и шуршание передаваемых записок. Наконец он не выдержал и, улучив момент, застукал их обоих сразу за напряженной работой по шифровке. Забрав у Кольки и Петьки записки, учитель внимательно ознакомился с тем, что в них написано, а потом решил зачитать вслух.
– Так, – обратился он к классу. – Послушайте-ка, что пишет Белов Сосницкому┘ Это весьма интересно! Шарка ручиковая, обел стоденный, куро яйциное┘
По классу прокатился смешок.
– А Сосницкий ему отвечает┘ – продолжил учитель чтение. – Вонел козючий, драка кошная, мочух лопеный┘
Все ребята в классе захохотали, а девчонки зафыркали. Конечно, девчонки зафыркали вовсе не оттого, что поняли смысл, а всего лишь от явной неблагозвучности услышанного.
Колька насупился и уставился взглядом в стол. Петьке стало обидно за друга, и он не выдержал.
– Да это же шифр! – Петька даже привстал чуть-чуть.
– Ну, это понятно. – сказал учитель. – Нет никакого сомнения, что это сложнейший шифр. А скажите мне, дорогие мои, что на сегодня было задано? Сосницкий?!
Колька встал и, все еще глядя в стол, тихо произнес:
– Стихотворение Пушкина┘
– Выучил? – спросил учитель. – Расскажешь?
Колька молчал.
Тогда учитель обратился к Петьке:
– Ну, что, Белов, наверное, ты нам прочтешь? За двоих!
Петька встал и тоже опустил голову.
– Понятно, – сказал учитель. – А шифр кто придумал, если не секрет?
Колька решил, что он не должен подводить друга, а должен отвечать за все сам, один.
– Я, – тихо, но твердо сказал он.
– Так-так, – покачал головой учитель и пошел за свой стол. – Садитесь оба.
Колька и Петька сели. По классу распространился легкий шумок.
Учитель раскрыл журнал и взял ручку.
– Не скрою, – сказал он, обращаясь уже ко всему классу, – такие упражнения с перестановкой букв в словах полезны для ума. Они тренируют память. Но сегодня Белов и Сосницкий, к сожалению, получают оценки за невыученное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. А чтобы им было понятней, я оглашу их в таком же зашифрованном виде.
Колька и Петька насторожились. И все ученики затихли в ожидании.
– Итак, Белову – минница с едиусом, – объявил учитель, – а изобретателю шифра Сосницкому – плюйка с двосом.
Колька и Петька переглянулись. Они сразу расшифровали свои оценки.