Вот какую легенду сказывают старики в наших вьетнамских горах и долинах, где собирают по четыре урожая риса и по три урожая папайи, и по два урожая батата и по одному урожаю наших вьетнамских донгов в год. Однажды жители деревни Ниньбинь собрали все свои урожаи вовремя и без потерь. А кроме того, починили плотину, все от мала до велика научились читать, писать, складывать и вычитать, проложили дорогу через болото, а по дороге всех комаров прихлопнули, построили стадион и козлодром, ибо скачки козлов наша любимая вьетнамская забава. Ну и, наконец, все поголовно научились играть на бам-буме, нашем национальном вьетнамском барабане. В общем, молодцы, что и говорить.
И решили жители деревни Ниньбинь по такому случаю устроить праздник. Староста Фам Ван Пен позвонил в столицу, и там разрешили праздновать, потому что староста заранее отправил туда в письменном виде на бумажке отчет о сборе урожая, победе над неграмотностью, прокладке дороги и строительстве козлодрома. Начальники в столице очень порадовались успехам ниньбиньцев, а юношу Нгуена Ван Хо решили даже наградить новым велосипедом. Потому что в отчете старосты прочитали, что Нгуен Ван Хо больше всех собрал риса, папайи, батата и донгов, больше всех выучил букв, больше всех сложил и вычел и, наконец, его козел поставил мировой рекорд в забеге на сто наших вьетнамских чангов.
Рано утром староста Фам Ван Пен построил всех своих односельчан в стройные ряды, и они отправились в священную долину к священной пальме праздновать праздник. Все пошли, никого не оставили в деревне. Взяли даже всех собак, кошек, цыплят и поросят, овечек и рогатых буйволов, которые тоже участвовали в празднике, правда, некоторые в котлах и на сковородках. А дома свои не заперли, потому что воровства в наших вьетнамских деревнях отродясь не бывало.
Когда пришли в священную долину, то первым делом украсили священную пальму очень красивыми лоскутками из наших вьетнамских тканей, а также привязали их к рогам буйволов и хвостам кошек. А потом староста Фам Ван Пен распределил кому рисовую кашу варить, кому делать разные вьетнамские закуски, кому готовить напитки, кому готовиться к спортивным состязаниям, а кому - к выступлениям художественной самодеятельности.
Не успело пройти три наших вьетнамских буенга, которыми мы издревле измеряем время, как все было готово. Принялись юноши и девушки соревноваться. Кто быстрее пробежит четыреста чангов и кто дальше прыгнет. Кто перекидает больше мешков с рисом и кто кого раньше пришибет пыльным мешком из-за угла. А еще кто больше сложит и вычтет на бумажке, кто быстрее напишет и прочитает наш вьетнамский алфавит. И чей козел прибежит к финишу первым. Без этого дела у нас ни один вьетнамский праздник не обходится.
А когда закончились соревнования и выступления, все ниньбиньцы уселись за праздничные столы, принялись есть и пить, славить свою землю, самих себя и своих вьетнамских богов за хорошие урожаи и счастливую жизнь. А когда как следует наелись и напились, принялись дружно молиться нашему главному вьетнамскому богу Нгаук Хоангу. И услышал молитву Нгаук Хоанг. И спустился с неба на своей огненной колеснице, запряженной красным драконом.
Все участники праздника, ясное дело, попадали перед богом ниц. Только староста Фам Ван Пен осторожно приблизился, пал на колени и представил Нгаук Хоангу ксерокопию отчета о трудовых успехах, который посылал в столицу. Бог посмотрел отчет, остался доволен и решил ниспослать ниньбиньцам всегда хорошую погоду, хорошее настроение и хороший урожай. А главного молодца, собравшего больше всех риса, выучившего больше всех букв и научившего своего козла бегать быстрее других, Нгуен Ван Хо, бог решил поощрить особо. Он не стал мелочиться с велосипедом и наградил Нгуен Ван Хо бессмертием. Услышав это, староста Фам Ван Пен хотел было что-то возразить, но не посмел перечить богу. И бог Нгаук Хоанг ускакал обратно на небо в своей огненной колеснице.
А беда была в том, что староста Фам Ван Пен оказался хитрецом и вруном. Встречаются еще иногда такие среди наших вьетнамских земляков. В своем письменном отчете он добавил несколько сотен наших вьетнамских мингов, которыми мы измеряем вес собранного риса, батата и донгов, которых на самом деле не существовало. Так же хитрец приписал и с грамотностью, и с игрой на барабанах и с рекордами, поставленными козлами. И написал, что добился всего этого Нгуен Ван Хо. А этого доблестного юноши на самом деле не существовало. Выдумал его Фам Ван Пен своими вьетнамскими мозгами.
И как теперь старосте быть? Ладно, велосипед, присланный из столицы для Нгуен Ван Хо, он мог забрать себе. Но с бессмертием, дарованным богом, так просто не распорядишься. Бессмертие есть, а человека нет. И оставить без внимания это дело нельзя, потому что Нгаук Хоанг иногда внимательно наблюдает за вьетнамскими земляками с неба.
И тогда придумал Фам Ван Пен делать вид, что Нгуен Ван Хо есть, но вышел буквально на минуточку и вот-вот вернется. И всем ниньбиньцам велел делать такой вид. Стали они в каждом доме оставлять один стул свободным. И на трибунах козлодрома тоже. И в гостиницах ставить лишнюю койку. И в ресторане оставлять один незанятый столик. И даже в очереди за донгами на вопрос "Кто последний?" у вьетнамцев стало принято отвечать, что последний Нгуен Ван Хо, только он на минуточку отошел. А в нашем вьетнамском буенге, которым мы издревле измеряем время, этих минуточек может уместиться сколько угодно.
Со временем легенда о бессмертном Нгуен Ван Хо распространилась на весь наш Вьетнам. Появились даже пьедесталы для памятников, на которых написано "Нгуен Ван Хо", но на пьедестале никто не стоит. А внутри пьедесталов грабители иногда хранят награбленное добро. Хотя воровства у нас во Вьетнаме отродясь не бывало, но грабежи иногда случаются.
И хотя погода у нас во Вьетнаме хорошая, урожаи риса и донгов большие, но счастья маловато. Потому что счастьем всегда приходится с Нгуен Ван Хо делиться. А его ведь нет. Вот счастье и уходит в пустое место. И все потому, что нечестный староста Фам Ван Пен когда-то соврал самому богу Нгаук Хоангу. А врать, друзья, нехорошо. Независимо от того, наш вы вьетнамец или вовсе не вьетнамский человек.
Так что, если встретите Нгуен Ван Хо, скажите ему┘ Хотя как вы его встретите?