Если ты, мой маленький дружок, еще никогда не был в столице Чехии Праге, обязательно побывай. А если побываешь, обязательно послушай старинные пражские легенды, которые местные жители любят рассказывать за кружкой доброго пенистого напитка. Легенду о Рыцаре-Без-Головы, которого можно увидеть ровно в полдень на Лилиовой улочке, если выйти из ресторанчика "У двух братьев" и сразу посмотреть налево. Легенду о доме # 13 на Златой улочке, который провалился в ад, но поднимается в день весеннего равноденствия, если выйти из ресторанчика "У трех братьев" и сразу посмотреть прямо перед собой. Легенду о страшном глиняном великане Големе, который знал только два слова. Легенду о Шатающемся Человеке, упавшем с Карлова моста. Легенду о Синей Девушке, пристающей по ночам к прохожим. Много интересных легенд вспомнят добрые пражане, как следует окунув усы в свой пенистый напиток. А если ты, мой маленький дружок, не знаешь о каком напитке идет речь, то тебе это наверняка объяснит любой здравомыслящий взрослый.
Когда у пражан накапливается много старинных легенд и уже нет сил хранить их в себе, они бегут в магазинчик "У четырех братьев и одной сестры" и сдают их там по сходной цене. И любой прохожий, включая иностранных туристов, может их там недорого купить. Вот и я купил одну старинную легенду за 450 чешских крон. За что купил, за то и продаю. В ней рассказывается об одном случае, который произошел в прошлом году. Но поскольку настоящие легенды должны быть старинными, то считается, что дело было как бы триста лет назад.
Давным-давно, лет триста назад, приехал в Прагу один турист из России по имени Вован. Пражане по своей ласковой привычке называли его Вованечек. Пражане вообще народ мягкий, незлобивый, пьют себе пенистый напиток и никаких гадостей не устраивают. (Кроме гражданских войн, утопления своих святых во Влтаве и дефенестраций, то есть выбрасывания из окон нехороших политиков. Да и то очень редко.) Вован был жлобом. Если ты, мой маленький дружок, случайно не знаешь, что такое жлоб, то тебе это объяснит любой здравомыслящий взрослый. Если только он сам не жлоб, а культурный человек. А в том, что ты, мой маленький дружок, никогда не станешь жлобом, когда вырастешь, я абсолютно уверен.
Так вот. Вован был толстым и невоспитанным жлобом. Хотя и грамотным. Ходил он по Праге, видел Карлов мост и Вацлавскую площадь, собор Святого Витта и собор Святого Прокопа, памятник Гусу и памятник Жижке. Но не радовали Вована эти красоты. Он часто заходил в ресторанчики выпить пенного напитка. Был и "У двух братьев", и "У трех братьев", и даже "У дяди, племянницы и еще какой-то непонятной тетки, приехавшей погостить из Брно, да так и застрявшей навеки". Но сколько оттуда ни выходил, сколько ни поворачивал голову, ни одного пражского призрака не видел. Легенды его тоже не привлекали.
А привлекали Вована только надписи и названия на чешском языке. Ведь он был грамотным, хотя и жлобом. И громко хохотал, узнавая, что "внимание" по-чешски будет "позор", "проездной билет" - "преступна изденка", "водитель" - "возидло", "безопасность" - "беспечност", "духи" - "вонявки", "огурцы" - "окурки", "свежий" - "черствый", "нога" - "ходидло", "старина" - "быдло", "кофейня" - "каварна", "поезд" - "рыхлик", "компьютер" - "почитач", "карандаш" - "тушка", "утюг" - "жехличка", "июль" - "червонец".
Это действительно слышится смешно. Но смеяться над другим языком надо негромко. Потому что язык для любого народа, это все равно, что кровь для любого живого человека, как мы с тобой, мой маленький дружок. А вот Вован хохотал во все горло, да еще показывал пальцем: "Смотрите, какие дураки! Мы говорим "красивое лицо", а они - "уродова тварь"!"
Незлобивые пражане не обижались. Пили себе свой пенистый напиток и придумывали новые старинные легенды. А вот пражские духи обиделись. Как можно смеяться над родным языком?
И вот однажды собрались Рыцарь-Без-Головы, Голем, Шатающийся Человек и Синяя Девушка в невидимом доме # 13 на Златой улочке и стали думать, как им проучить жлоба Вована.
- Отрубить ему голову! - сразу предложил Рыцарь-Без-Головы.
- Сбросить его с Карлова моста! - возразил Шатающийся Человек.
- Это будет слишком просто, господа привидения. Давайте подойдем к этому вопросу и так, и эдак и рассмотрим его со всех сторон. Что мы имеем? Мы имеем глупого жлоба, который не умеет себя вести в приличном обществе и которого следует вывести, не подав пальто, не будь я старый Голем с Майзеловой улицы. Но еще лучше проучить его по-нашему. Давайте-таки превратим Вована в привидение ненадолго, лет на триста, и пусть он тут заблудится и не сможет найти дорогу. И не сможет спросить дорогу, пока не научится спрашивать по-чешски, - так многословно высказался глиняный великан Голем, хотя знал всего два слова.
- А еще мы его защекочем, - дополнила Синяя Девушка.
Набрали пражские духи воды во Влтаве, добавили туда пенистого напитка, вонявок, окурков, звона старинных башен, весеннего ветра, прошептали заклинания и невидимо подсунули Вовану выпить это зелье в ресторанчике "У семи братьев, четырех сестер и еще одного парня, который забыл кому и кем доводится". Вован выпил и растаял в воздухе, даже не расплатившись.
И с тех пор в вечерних сумерках ходит по старинным пражским улочкам странное толстое привидение, которого пражане по-свойски зовут Вованечек. Оно не может найти дорогу, подходит к прохожим и лишь начинает спрашивать дорогу, как тут же начинает хохотать. Прохожие обычно пугаются и переходят на другую сторону улицы. А если улица узкая, то и вовсе убегают подальше. А если Вованечек почему-то не хочет хохотать, тут же рядом с ним появляется Синяя Девушка и начинает его щекотать. Тогда прохожему надо убегать еще быстрее, а то Синяя Девушка может пристать и к нему, а от нее так просто не отделаешься.
Такая вот поучительная легенда, мой маленький дружок. Смеяться можно над чем угодно. Даже над тем, как люди другого народа разговаривают, одеваются, едят и справляют праздники. Но только смеяться потихоньку и не-ос-кор-би-тель-но. Иначе это называется шовинизм. Подробнее, что такое шовинизм тебе, мой маленький дружок, объяснит любой здравомыслящий взрослый.
Кстати говоря, и в нашем с тобой языке много смешных слов для других народов. Взять, к примеру, простое слово "предел". Спроси, мой маленький дружок, у любого здравомыслящего чеха, что для него значит "предел", и ты поймешь, как сложно устроен наш мир, сколько в нем интересного и познавательного и сколько тебе еще предстоит понять и свершить.