0
913
Газета Детская литература Интернет-версия

07.02.2002 00:00:00

Желание быть фраем

Тэги: Ролинг, гарри поттер


Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и узник Азкабана. Перевод с ангийского М.Д. Литвиновой. - М.: РОСМЭН, 2001, 571 с.

J. K. Rowling. Harry Potter and the Goblet of Fire, Bloomsbury, 796 с.

АК ВОТ, мы поступим отвратительным образом. Мы сделаем так, как поступила знаменитая билетерша из анекдота, которая говорит зрителю, не давшего чаевых (она его провела до кресла, светя фонариком). Итак, она говорит:

- Убийца вон тот, в шляпе с широкими полями.

Поэтому мы скажем больше о той книге, которая еще не вышла, но все-таки неминуемо придет на наш рынок. Можно даже с уверенностью сказать, кто именно издаст новый роман про мальчика в остроконечной шляпе с широкими полями. Нет, мальчик Гарри вовсе не убийца. Хотя это был бы замечательный ход и сериал экранизировал бы целиком Дэвид Линч.

Речь о другом - все серийное фэнтези, как давным-давно заметил один мой коллега, несет в себе шпионский сюжет. Вот служба Макса Фрая в контрразведке Эхо чего стоит.

Но вернемся к Поттеру. Повествование о нем обрастает иерархической структурой сквозных персонажей. Все они - солдаты в битве со злым Известно-Кем. Кочуют из книги в книгу профессора, ученики и простые обыватели. А война идет тайная, построенная по законам шпионского романа.

Четвертая книга окончательно ставит знак равенства между "детской фэнтези" и фильмами (а не книгами) о Джеймсе Бонде. Там появляется, как в знаменитом фильме "Из России с любовью" болгарский след. Один новый персонаж профессор Каркаров чего стоит, а болгар там на самом деле целая десантная рота. В оригинале их главного, кстати зовут Karkaroff - чтобы никто не перепутал, если в будущем переводе его назовут иначе. Хмурые и недружелюбные маги из восточного блока высаживаются на британской волшебной земле.

С Болгарией у британцев вообще особые счеты - болгарские колдуны то ткнут кого-то зонтиком, то покусятся на персонофицированный символ западного христианства.

Но все же Папе Римскому у Роулинг ничего не угрожает.

Здесь есть, правда, совсем другая, оборотная тема боевика. Где битва, там и павшие.

Если третья книга еще вполне вегетарианская и даже гиппогриф спасен (Greenpeace - за нас!), то в четвертой пошли первые трупы. Раньше можно было обходиться слезоточивым привидением в туалете, тенью давней детской смерти, теперь смерть постучалась в дверь повествования по-настоящему. Роулинг, кстати, все время подогревает интерес к своим вещам тем, что обещает глад и мор среди персонажей. Сейчас она говорит, что собирается грохнуть одного из главных персонажей - в последней книге, разумеется.

Вот и задается вопрос - кого? Начинается игра в смертельную угадайку.. В конце "Огненного кубка" пал неглавный герой, а в конце эпопеи выпадет черед... Ну, тут должен последовать черед политкорректности. Совсем как в настоящих боевиках: застрелить главного героя невозможно, негра нельзя, подругу героя - нельзя тоже... Угадай - кого?

И еще одно обстоятельство - герои взрослеют от книги к книге. Они наливаются жизненным соком, в их глазах загораются желания, отличные от патологической погони за очками для собственного факультета. Грядет, по-видимому настоящая любовь, а то и поцелуи. Так начинается настоящая бондиана. В этом смысле уже известные нам романы о Летучем Гарри что-то вроде сказочного Джеймса Бонда, эпизод I.

А для взрослого русского читателя Гарри Поттер начинает становиться чем-то вроде Макса Фрая. Недаром ему вкрадчиво шепчут, заглядывая в глаза, что у него отличные способности для ловли плохих магов.

Дорожка проторена, и плевать, знает ли Роулинг о существовании Фрая. Тенденция ясна, наши цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи!

Жаль что в России существует два книжных перевода Поттера - один очень плохой, а другой - просто плохой. В последней книге проскальзывает даже известная фрейдистская оговорка - слетающий мальчик то Поттер, то Портер. Иногда чудится, что это продукт бригадного метода, в котором видны следы сшивки. Но, все это, разумеется, не доказано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Чтобы инфляция стала 4%, ключевую ставку нужно повысить в четыре раза

Чтобы инфляция стала 4%, ключевую ставку нужно повысить в четыре раза

Анастасия Башкатова

Цены выработали иммунитет к денежно-кредитной политике Центробанка

0
1973
Москва и Минск ведут расчеты в рублях

Москва и Минск ведут расчеты в рублях

Ольга Соловьева

В Белоруссии ждут «окончательного» решения энергетических вопросов с РФ

0
1334
Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Михаил Сергеев

Российские чиновники продолжают апеллировать к правилам Всемирной торговой организации, работу которой блокируют Соединенные Штаты

0
1905
Сотрудникам ФСИН выдадут новый этический кодекс

Сотрудникам ФСИН выдадут новый этический кодекс

Екатерина Трифонова

Проблемы уголовно-исполнительной системы, видимо, останутся прежними

0
1357

Другие новости