Чарльз Диккенс. История Англии для юных. Перевод с английского Т.Бердниковой, М.Тюнькиной. - М.: Независимая Газета, 2001, 511 с.
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед...
А.К. Толстой
...И ВОТ он начинает: "Взгляните на карту мира, и вы увидите в левом верхнем углу той ее половины, где изображено восточное полушарие, два острова, окруженные морем. Это Англия с Шотландией и Ирландия. Англия с Шотландией занимают большой остров. Ирландия - тот, что поменьше. Соседние островки, которые на карте кажутся точками, в основном принадлежат Шотландии - за многие-многие тысячелетия их, верно, оторвало от суши силой неугомонных волн"...
Диккенс написал приватную историю своей страны, историю для своих сыновей. Но эта история стала универсальным справочником, потому что она написана честно и одновременно увлекательно. Потому что в ней есть живой язык и говорится, скажем: "Протектор лопался от гордости, сидя в парламенте напротив самых знатных вельмож справа от трона". Это - справочник, потому что русский человек, ребенок и взрослый, познает историю через литературу. Собственно, знаменитое лодочное путешествие трех лоботрясов в компании собаки было и есть путеводитель по истории Англии.
Беда только в том, что люди следующих веков часто воспринимают историю Англии согласно прочитанному о подвесках и английском герцоге, влюбленном во французскую королеву, а Кромвеля и Карла Первого - через судьбы состарившихся на двадцать лет мушкетеров. А эта история - мифическая, как сказали бы сейчас, альтернативная.
Кстати, о любвеобильном герцоге. Диккенс называет его не иначе как "несносным". А про его убийцу сообщает: "Фелтон объяснил, что лично он не держал зла на герцога, но прикончил его потому, что считал проклятием для страны. Фелтон хорошо рассчитал удар, Бекингем успел воскликнуть: "Разбойник!", выдернуть нож, рухнул на стол и умер". Диккенс подтверждает, что убийство, а это было именно политическое убийство, "не заслуживает никакого оправдания", но тут же добавляет: "Хотя Фелтон и освободил Англию от одного из самых распутных, презренных и жалких придворных фаворитов, каких ей приходилось терпеть".
История Диккенса начинается от финикиян, а заканчивается временем великой английской Смуты. Она кровава и страшна, залита кровью и неприглядна. Вместе с тем это история мужества и осознания национальной гордости. Постоянная интонация Диккенса, пишущего о королях как о банде троечников, - гордость. Типа: "Но, дети, это - наше. Бессмысленное и беспощадное, героическое и подлое". Получилась книга для неленивых и любопытствующих.
Диккенс, писавший свою "Историю..." в 1853 году, закончил ее восклицанием: "Боже, храни королеву!", предварив это словами: "Виктория замечательная и всеми любимая правительница".
Флажок диккенсовского повествования падает на том времени, когда "Тринадцатого января 1689 года принц и принцесса, восседая на троне в Уайтхолле, поклялись соблюдать эти условия. В Англии утвердилась протестантская религия, и великая славная Английская революция была завершена". Дальше скороговоркой идут события вплоть до викторианской эпохи. Понятно, что обладавший куда большим озорством Алексей Толстой в свой "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева" мог написать знаменитое:
Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
<>Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.
Диккенс был лишен этой иронии, но заметил все же о защите подданных: "Между нами говоря, Англия в этом отношении очень много потеряла со времен Кромвеля".