Ирина Токмакова, Василий Токмаков. Вместе почитаем, вместе поиграем. Художник Ольга Ионайтис. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, 142 с.
ВОТ ЕЩЕ одна обучающая книга - обучающая скорее родителей, чем детей. Дело в том, что главы тем предваряются вступлениями на отдельной странице типа "Призадумайся, мама": "Имейте в виду, что ходьба стимулирует мыслительный процесс. Настолько, что отражается даже на внешности ребенка: ребенок, которого не возят все время в коляске или саночках, имеет более осмысленную мордашку, умненькие, блестящие глазки".
Есть там зверек Наушка, нечто вроде зайца, что ведет девочку Наташу в сказочную страну Тутитамию. Что ни Сказочная страна, кстати, то в нее обязательно девочка какая-то лезет. Не стал бы я с резиновым ежиком, особенно по имени Наушка, путешествовать в неизведанных странах. Но вот наши девочки - бесстрашны и удачливы. Как за зайцем, за всяким мягким Наушкой отправляются они в опасные путешествия по Тутитамии.
Со страной Шляпника и Сумасшедшей герцогини эту страну роднит многое - там есть вместо Брандашмыга коршун. И храброславленный герой - это сама хорошая русская девочка Наташа, которая "схватила свой лук. Недаром же папа ей его смастерил. Натянула тетиву. И, прицелившись, выпустила волшебную стрелу.
Попала она в коршуна? Наверное. Он сейчас же пропал. Растворился в воздухе и исчез навсегда".
Но самое примечательное, что все теперь могут узнать, действительно ли валет воровал сладкое. Хваленое британское сказочное правосудие с этим не справилось и прибегло к тоталитарным методам. Собственно, речь идет об истории про то, как:
Дама червей
Утром в кухне своей
Испекла королевские пончики
Для знатных гостей,
Самых разных мастей
Положив их студить
на балкончике.
А червонный валет,
Восемнадцати лет,
Утащил их и съел
В одиночестве.
Валета разоблачили, потому что он пытался стереть сироп и крошки со своего чистого подбородка, никакого кэрролловского sentense first, verdict afterwards не понадобилось. Но смертная казнь в этих стихах ему все же не угрожала:
Но король речь держал,
Горячо возражал
Против смертной
валетовой казни.
- Раз уж пончиков нет,
То червонный валет
Вряд ли что сотворит
безобразней!
Пусть червонный валет
Ближних несколько лет
Гложет только
Горелую корку.
А на завтрашний день
Принесите ремень
Да задайте как следует порку!
В книге про Тутитамию есть еще одна замечательная история. Это история про войну сказочных персонажей. Это только кажется, что Ануфриев с Пепперштейном первые все это дело придумали. Вот еще один вариант этой махии - "идут те мультфильмы, какие Наташа обычно не смотрит, потому что там бывают всякие страхолюды, вампиры со страшными горящими глазами и торчащими зубами, скелеты и вообще всякие разные ужасы. И вдруг все эти страшилища начинают спрыгивать с экрана прямо в комнату. И какой-то страшный то ли марсианин, то ли еще с какой другой планеты говорит, обращаясь ко всей этой страхолюдной компании:
- Друзья мои! Настал час! Хватит всяких Винни-Пухов, Буратин и Чипполин! Долой всяких добреньких Чебурашек и Коньков-Горбунков!.. Теперь царствовать будем мы!"...
Но тут, понятное дело, оловянные солдаты на подмогу подоспели, капитан Врунгель объявился, и Мюнхаузен пушку выкатил. Тут вот что отрадно - у Ануфриева с Пепперштейном в мифологических персонажах - национальная рознь, а здесь налицо воины-интернационалисты. Сдается мне, что бумажные герои все же заместили телевизионных.
Так им и надо.