Белянин А.О. Рыжий и Полосатый. - М.: АРМАДА, Альфа-книга, 2000, 217 с.
ИЗВЕСТНЫЙ своими произведениями для взрослых, написанными в жанре иронической фантастики, Андрей Белянин решил наконец-то попробовать силы и на поприще сказочника. Впрочем, и его "большие" сочинения явно тяготеют к сказке. Тут и ведьмы, и великаны, и Баба Яга, и лешие с водяными, и черти, и драконы, и меч-кладенец (Меч Без Имени). А уж о трилогии о Джеке Сумасшедшем короле и говорить не приходится. Это типичные сказки для подростков. Повести же, вошедшие в сборник "Рыжий и Полосатый" (дилогия о двух котятах "Рыжий и Полосатый" и "Возвращение Рыжего и Полосатого", а также "Орден фарфоровых рыцарей", рассказывающий о войне игрушечных собачек с пластилиновыми чертиками), адресованы самым маленьким читателям.
Писать для такой аудитории тяжело. Во-первых, дети сейчас избалованы классикой. Это раньше, когда нельзя было достать книги Волкова, Линдгрен, Милна, Трэверс и др., любая пятикопеечная брошюра из серии "Моя первая книжка" встречалась детишками с бурным восторгом и зачитывалась до дыр. Сейчас, когда все это и еще много чего другого лежит на книжных прилавках, зазывая яркой обложкой и красочными картинками, молодому, еще мало известному автору трудно конкурировать с маститыми мэтрами, имена которых прочно засели в головах родителей; путь его творений к малышу может быть затруднен. Ну а если уж встреча эта состоится, то здесь вступает в силу второе "но". Как заставить ребенка не бросить книгу сразу же после первых двух-трех страниц и не устремиться к любимым телевизору, видеомагнитофону или игровой приставке? Вступать в соперничество с такими серьезными поставщиками разнообразных эмоций - это не менее тяжело, чем бросить вызов признанному мастеру пера в попытках завладеть умами и душами юных потребителей сказок.
Удалось ли Белянину преодолеть оба препятствия? На наш взгляд, он справился с ними вполне успешно. Его дебют в роли Оле Лукойе можно признать весьма удачным. Конечно, нам, взрослым, достаточно непросто поставить себя на место семи-, восьмилетних детишек и представить, что можно сопереживать перипетиям судеб двух котят или фарфорового щенка и пластилинового чертика. Нет здесь ни "экшена", ни лихо закрученного сюжета с тайнами и загадками, волшебниками, упырями и троллями. При чтении повестей о Рыжем и Полосатом невольно возникают ассоциации с романами Дюма о трех мушкетерах, с "Принцем и нищим" Марка Твена. Но ведь дети их еще не читали. Им это только предстоит. И книга Белянина хорошо подготовит малышей к волнующей встрече с благородными героями "взрослой" литературы. А то, что в ней нет "экшена", так, может, оно и к лучшему. Наши дети до того устают от суматохи буден, от треволнений, от отрицательной энергии, накапливающейся в их родителях, приносящих домой весь букет своих проблем, что иногда им просто полезно отдохнуть, погрузиться в Мир добра и человечности. В сказках, вошедших в сборник, не встретишь и новомодного сленга, которым и без того засорен словарный запас подрастающего поколения. И при этом Белянин не опускается до сюсюканья, до сладкого и умильного лепета, с которым у взрослых принято обращаться к детям. Персонажи его сказок постоянно воюют. Думается, это не случайно. Ведь литература в какой-то мере отражает окружающую нас действительность. Кошки воюют с собаками и крысами, собаки - с кошками и воронами, пластилиновая нечисть - с фарфоровыми рыцарями. "И вечный бой, покой нам только снится"? Нет. В том-то и дело, что каждая сказочная история Белянина заканчивается пришествием мира, "возлюбленной тишины". Герои, преодолевая ксенофобию, протягивают друг другу руки (лапы?). "Ребята, давайте жить дружно". Порой это дается мучительно тяжело. Так, приходится преодолевать сословные предрассудки пану Коржику, пересматривать кодекс чести суперагенту Самюэлю. Зато восхищают своим благородством, храбростью, непосредственностью и цельностью душевной усатые-полосатые и фарфорово-пластилиновые карапузы-мушкетеры, чисто по-детски жалеющие и правых, и виноватых. Во всех трех сказках именно дети спасают мир взрослых. Может быть, здесь и кроется истина? Вспомним библейское пророчество о грядущем Царстве добра: "И поведет их всех ребенок".