Фото Reuters
В 445 году до н.э. Афинский морской союз, иначе Афинская Архэ, и Пелопоннесский союз во главе со Спартой договорились о том, что они больше не будут расширяться, по крайней мере за счет «городов-перебежчиков» из противоположного лагеря. Но в 432 году до н.э. один из нейтральных полисов – Керкира, расположенный на одноименном острове в Ионическом море (сегодня он известен под своим итальянским названием – Корфу, которое в русской исторической памяти неразрывно связано с блестящей победой, одержанной в 1799 году Федором Ушаковым над французской эскадрой и французским гарнизоном, размещенным на острове), обратился к Афинам за военной помощью в борьбе с другим полисом – Коринфом, принадлежавшим к Пелопоннесскому союзу. Керкира к нему не относилась, но ее основали выходцы из Коринфа, где считали поэтому, что Афинам не следует вмешиваться в их конфликт.
Однако ставки были очень высоки, поскольку Керкира располагала огромным флотом, третьим по размеру в Элладе после Афин и Коринфа. Так что переход Керкиры на сторону Афин резко менял соотношение сил между двумя соперничающими союзами.
Обсудив ситуацию, афиняне не стали заключать с Керкирой полноценный военный договор (симмахию), что автоматически сделало бы ее членом Афинской Архэ, но согласились на оборонительный союз (эпимахию), фактически от имени всей Архэ, и военную помощь Керкире послали. В Коринфе и в Спарте восприняли это решение если не как формальное нарушение договора, то уж точно как пренебрежение духом договора и как реальную угрозу существованию Пелопоннесского союза.
Это был первый камушек, падение которого повлекло за собой аваланш. В 431 году началась Пелопоннесская война, длившаяся с перерывами до 404 года до н.э. Она привела к гибели множества людей по всей Элладе, к разорению многих городов и целых областей, к падению Афинской Архэ и стала сильнейшим ударом по греческому культурно-политическому единству. Ведь всего за несколько десятилетий до этого афиняне, коринфяне, спартанцы и жители ряда других полисов стояли плечом к плечу в смертельной и казавшейся почти безнадежной схватке с Персией – и победили.
Возможно, следует пояснить, что к началу Пелопоннесской войны Афинская Архэ уже выродилась из добровольного объединения демократических полисов в диктатуру Афин над остальными членами союза. К слову, в самих Афинах демократия быстро превращалась в охлократию, то есть во власть толпы, которой успешно манипулировал «политический класс». Получив просьбу о помощи со стороны Керкиры, люди, стоявшие во главе Афин, решили попросту смухлевать. Мол, раз нельзя принять Керкиру в состав Архэ, давайте оформим дело так, чтобы Керкира стала союзницей Афин, да и всей Архэ, не будучи одним из ее членов! И переиграем наших противников!
Я вспомнил об этой истории, когда в тысячный раз слушал или читал о недопустимости принятия Украины в НАТО. Слов нет, такое развитие событий имело бы очень серьезные последствия, для России неприемлемые. Но разве не ясно, что недопущение Украины в НАТО само по себе значит очень мало или не значит ничего? Ведь это решение легко компенсировать серией двусторонних военных договоров Украины с теми или другими членами НАТО. Такой договор с Великобританией Украина уже подписала, и скорее всего это лишь первая ласточка. Можно не сомневаться, что, как только Украине будет отказано в членстве в НАТО, в Киеве немедленно начнут искать способы обойти это решение.
Процесс подписания двусторонних договоров ускорится, и в результате Украина практически ничего не потеряет. Насколько я могу судить, этот аспект проблемы почти не обсуждается, во всяком случае – публично, хотя он наверняка должен быть частью нашей переговорной позиции. Очевидно же, что стратегической целью России, да и ряда других стран, является вовсе не отказ Украине в членстве в НАТО, а превращение ее в действительно нейтральное государство, лишенное милитаристских устремлений и большой армии и не состоящее ни с каким другим государством или группой государств в военно-политических союзах.
По сути, речь идет о возвращении Украины к постоянно нейтральному и внеблоковому статусу, который был прописан в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года, положенной в основу Конституции Украины 1996 года.
Часто приходится слышать, что история ничему не учит. Я бы сказал чуть иначе: она ничему не учит дураков. Умные люди во все времена умели извлекать уроки из прошлого. Приведенный пример из далекого прошлого известен не только историкам Античности, но и многим специалистам по истории международных отношений и международному праву. По идее, это именно та профессиональная среда, из которой происходят люди, формулирующие переговорную позицию России. Не сомневаюсь, что среди них достаточно много высококвалифицированных и опытных специалистов, способных анализировать уроки истории и успешно противостоять самым хитрым уловкам противника.