Фото Reuters
Недавно в медиа появились данные Центра изучения питания и благополучия животных, который при поддержке фонда «Ника» провел исследование, названное Всероссийской переписью бездомных животных. По его данным, за последние четыре года численность бездомных животных в России снизилась с 4,1 до 3,6 млн. При этом количество питомцев в приютах увеличилось со 144 тыс. до 170 тыс., а число животных на улице, наоборот, снизилось.
Регулирование численности бездомных животных изучает наука – популяционная экология, а программа ОСВВ (отлов–стерилизация–вакцинация–выпуск) – научный метод, который применяется для задач снижения численности популяции и для контроля распространения бешенства. У этого метода есть свои критерии эффективности, и для оценки этой эффективности нужны данные. Насколько нам известно, для сбора данных для переписи бездомных животных использовалась комбинированная методология – коллеги анализировали более 30 источников, опросили 3 тыс. россиян, провели интервью с 20 экспертами и использовали прогнозную модель численности, но по ней мы не можем судить об эффективности программы ОСВВ. Для правильной оценки необходимо проводить мониторинг численности популяции по научной методике и отдельно по регионам.
На данный момент мониторинг численности по регионам с использованием научной методики проводился только в небольшом количестве регионов. Методика мониторинга численности бездомных животных по методу линейных трансект (или по методу квадратов) используется для более точной оценки численности бездомных собак, и только если провести такой мониторинг в каждом регионе и потом суммировать результат, мы сможем судить, насколько эффективно была проведена программа ОСВВ. Также нужно будет отдельно отметить те регионы, где программы ОСВВ никогда не было и которые так и не смогли вообще перейти с программ умерщвления на программу стерилизации.
В целом перед введением любых методов регулирования численности нужно обязательно проводить оценку численности животных. Можно привести пример региона, где такое исследование проводилось, – это Нижний Новгород, которому удалось снизить численность с 12 тыс. безнадзорных собак до 2 тыс. особей на город за семь лет, а по данным последнего года, количество собак к отлову в Нижнем Новгороде не превышает 400 особей. Зная численность собак до введения мер регулирующего характера и сравнив с полученными результатами через три года, можно оценить, насколько успешна выбранная методика регулирования численности, а также на основе мониторинга правильно спрогнозировать затраты на программы регулирования численности. Данные однозначно указывают на высокую эффективность программ ОСВВ как по снижению численности, так и по снижению количества покусов и случаев бешенства.
Что касается кошек, то мониторинг численности проводился по научной методике только в Москве (проект «Зоомониторинг»), численность кошек составила около 70 тыс. особей. Посчитать кошек более точно по всей стране не представляется возможным, и в этом нет необходимости.
Все вышесказанное не отменяет важности проведения исследования – оно показывает как минимум примерный порядок численности безнадзорных животных по стране, а это чрезвычайно важно для принятия эффективных мер по решению проблемы безнадзорности. Мы высоко оцениваем работу коллег и считаем, что будущее за научным и экспертным подходом к проблеме, а не за популистскими мерами, которые сейчас принимают регионы.
Нужно обязательно учитывать, что популяция бездомных и владельческих животных с точки зрения науки – это одна популяция. Потомство владельческих животных постоянно пополняет уличную популяцию. По данным другого исследования, также проводимого Центром питания и благополучия животных в 2023 году, у нас в стране приблизительно 74,8 млн домашних животных, из которых 25,5 млн собак. При этом их количество ежегодно растет, за три года увеличившись на 11,3 млн (11%). Численность кошек в 2023 году составила 49,2 млн (+25%), собак – 25,5 млн (+7%). Это говорит о том, что в стране существует «кризис перепроизводства животных-компаньонов». Он возникает из-за того, что государство никак не регулирует сферу разведения и содержания домашних животных.
Помимо того что невостребованные животные оседают на улицах, они ложатся тяжким бременем на плечи волонтеров и приютов, и вместо спасения собак и кошек с улиц зоозащитники вынуждены заниматься бывшими владельческими животными. Как раз коллеги из Центра питания и благополучия животных в своей переписи бездомных животных отметили важные показатели в ключевых выводах исследования. В частности, по мнению опрошенных в ходе исследования экспертов, «основная причина бездомности – человеческий фактор, до 98% уличных животных ранее были домашними. Ряды бездомных пополняются из-за нежелательного потомства нестерилизованных домашних животных, питомцев, теряющихся в результате самовыгула, и отказа хозяев от своих кошек и собак». При этом каждый четвертый владелец когда-либо отказывался от своего питомца, говорится в исследовании.
Это очень тревожный показатель, который иллюстрирует и низкую культуру содержания животных, и неуважительное отношение к жизни животных, и низкий уровень ответственности наших граждан. Государство должно регулировать сферу и вводить меры профилактики, а также наказывать граждан рублем, чтобы стимулировать владельцев задумываться над последствиями своих действий.
Давайте теперь перейдем к мерам, которые предложили коллеги из Центра благополучия и питания животных для решения проблемы и с которыми мы абсолютно согласны. Они предлагают развивать ответственное отношение к животным, увеличить количество стерилизованных домашних питомцев, использовать программы ОСВВ, активизировать работу благотворительных организаций и зоозащитников, популяризировать приюты и развенчивать мифы о них, совершенствовать систему поиска пропавших животных, регистрировать и чипировать домашних питомцев.
Коллеги сделали верные выводы, однако для реализации этих мер нужны четкая государственная политика и изменение законодательства, при этом первым шагом нужно поставить введение единой системы учета домашних животных. К ней в дальнейшем должны быть привязаны и меры ответственности за несоблюдение требований по содержанию животных, и программы льготной стерилизации, так необходимые в регионах. Особенно важен контроль за деятельностью по разведению животных, в частности введение лицензирования и квотирования такой деятельности и полный запрет на непородное разведение гражданами животных.