0
298
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

07.04.2025 18:14:00

Опыт современной интернациональной антиутопии

Вырисовывается возможная конфигурация зон влияния в многополярном мире

Михаил Емельянов

Об авторе: Михаил Васильевич Емельянов – председатель Фонда политических исследований и общественных инициатив.

Тэги: многополярный мир, общество, геополитика


многополярный мир, общество, геополитика Графика сайта www.freepik.com

В России много рассуждают о грядущем мировом порядке, но зачастую плохо представляют его контуры и склонны его идеализировать. Десятилетия единоличного доминирования США в международных делах настолько дискредитировали однополярный мир, что любое его изменение представляется благом. Даже опытные политики выступают с заявлениями о равноправии суверенных государств в будущем многополярном мире, их честном экономическом сотрудничестве и снижении угрозы войн.

Этим мечтам вряд ли суждено сбыться. Хищная природа международных отношений, в основе которой лежит жестокая борьба за ресурсы в их самом широком понимании, не изменится. Но игроки и правила игры будут иные.

Многополярность означает фрагментацию мира. При двуполярном мировом устройстве только СССР и США обладали ресурсами для борьбы за мировое господство и вели схватку за каждый пятак земли на всех континентах независимо от местоположения объекта и расстояния между ним и метрополией. Мир был расколот на две части с прослойкой «неприсоединившихся».

В многополярном мире появится довольно много игроков с сопоставимыми объемами ресурсов. Мир, бывший глобальным, распадается на зоны влияния. Каждая из «великих» или региональных держав формирует вокруг себя свою зону, состоящую из более слабых государств. Великие державы будут озабочены порядком в своей зоне, неприкосновенностью и безопасностью ее границ, а также расширением за счет соседей. Дальние страны их будут интересовать гораздо меньше, чем гегемонов в эпохи одно- и двуполярности. Конфликтов не станет меньше, но они будут преимущественно локальны и сконцентрированы на периферии зон влияния.

В логике многополярности действует Трамп. Он упорядочивает прилегающее к США пространство. Кажущиеся необъяснимыми с точки зрения глобалистов шаги в отношении Канады, Гренландии, Панамы, Мексики становятся понятными, если учесть, что Трамп выстраивает зону безусловного приоритета США. Украина же далеко. Она имела значение в глобальной игре. В новой ситуации Украину почти невозможно включить в американскую зону влияния, и потому эта страна уже не интересна американцам. Украина, находясь между Россией и Европой, является предметом споров между ними. Так что Трамп небезосновательно возлагает бремя помощи Украине на Европу. Сами же США «трутся» бок о бок с Китаем на Тихом океане.

Вырисовывается конфигурация зон влияния в многополярном мире. США концентрируют вокруг себя Северо-Американский континент, острова Океании, Австралию и Новую Зеландию. В приоритете также Южная Америка и Япония. Происходит своеобразное возрождение доктрины Монро. Соперниками формирования Американской зоны станут Китай и, возможно, в перспективе Бразилия или Аргентина.

Китай нацелился на страны Юго-Восточной Азии, где ему будут противодействовать США. К Китаю традиционно тяготеет Пакистан. Усилится напряжение в китайско-индийских и индийско-пакистанских отношениях. Сама Индия в силу географического положения ограничена в выборе младших партнеров, равно как и Иран.

Африка окажется наименее «организованной». В будущем на роль региональных держав-консолидаторов смогут претендовать Южно-Африканская Республика и Нигерия.

В арабском мире вроде бы региональным лидером должна стать Саудовская Аравия, но отношения между арабскими государствами слишком запутанны.

На статус региональной державы претендует Турция, стремящаяся объединить тюркоязычные государства Средней Азии, Азербайджан и свое южное подбрюшье в Сирии. Средняя Азия станет местом острого дипломатического соперничества РФ, Турции и Китая, но оно вряд ли перерастет в горячую фазу.

Свою игру будут вести «сильные одиночки», например КНДР, Вьетнам, Алжир.

Особняком – Европа. Германия и Франция объединили свою зону влияния раньше всех усилиями лидеров Миттерана, Ширака, Коля и Шрёдера с претензией на самостоятельный центр силы. Это был первый шаг к многополярному мироустройству в постсоветское время. Но преждевременный. Проект сильной единой Европы противоречил глобалистским планам тогдашнего руководства США. Американцы добились прихода к власти в европейских государствах лояльных к США «атлантистов». Объединенная Европа оказалась опутана атлантической солидарностью и утратила субъектность.

Зигзаг в политике США после прихода к власти Трампа для европейцев стал полной неожиданностью. Сейчас европейцы форсируют свое военное строительство, пытаются перестроить экономику. Но нынешние элиты Старого Света до конца так и не поняли глубины и значения происходящей трансформации системы международных отношений, а потому неадекватны времени. Они закоснели в глобализме.

Традиционный прагматизм американской политики обращен сегодня против европейцев. Американцы вводят повышенные ввозные пошлины на европейские товары и услуги, заставляют покупать дорогие энергоносители, назначая санкции против России и вторичные санкции против ее партнеров, лишают европейских производителей рынков сбыта. Вследствие этого капиталы, технологии, квалифицированная рабочая сила и другие европейские ресурсы плавно перетекают в США.

Похоже, свой кусок европейского пирога не прочь урвать и Китай. Отказ Си Цзиньпина приехать на юбилей установления отношений ЕС–Китай о многом говорит.

России тоже не следует оставаться в стороне. Долгое время политика России имела целью оторвать Европу от США. Мы заигрывали с Европой. Сегодня это неактуально. Более того, в наступающем многополярном мире именно Европа превращается в главного противника России. Европе, с трех сторон окруженной морями, просто некуда расширять свою зону влияния, как только на Восток. Поэтому европейцы столь настырны и бескомпромиссны в поддержке антироссийской Украины.

Что касается РФ, то нашей стране целесообразно сосредоточиться на пространствах СНГ, русофильских странах Балкан, прежде всего Сербии, Черногории и Болгарии. Россия будет испытывать постоянное давление со стороны Европы, тем более сильное, чем увереннее будет чувствовать себя Европа. Поэтому мы должны быть заинтересованы в раздроблении и максимальном ослаблении ЕС, вычерпывании из Европы технологий, организации комплиментарной миграции европейцев в РФ.

В любом случае становление многополярности – неизбежный процесс. И Россия должна быть его субъектом, а не объектом.


Читайте также


Треть россиян ждет роста доходов в течение года

Треть россиян ждет роста доходов в течение года

Ольга Соловьева

Пока больницы не заинтересованы в качественной помощи пациентам, выяснили аудиторы

0
1890
Брюссель развернулся к Центральной Азии

Брюссель развернулся к Центральной Азии

Виктория Панфилова

Отношения стран региона и Евросоюза подняты до уровня стратегического партнерства

0
1810
Макрон настроился вести переговоры с Россией от лица ЕС

Макрон настроился вести переговоры с Россией от лица ЕС

Юрий Паниев

Неделя в мире.  Трамп объявил чрезвычайное положение в США

0
1372
Геополитическое значение Арктики оценили и Россия, и США

Геополитическое значение Арктики оценили и Россия, и США

Сумеет ли РФ избежать экстерриториальности Северного морского пути

0
1634

Другие новости