0
2027
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

01.04.2025 20:40:00

Эрдоган идет на новый срок

Волнения в Турции могут стать рубежными в истории страны

Геннадий Петров

Об авторе: Геннадий Евгеньевич Петров– обозреватель отдела международной политики «НГ».

Тэги: турция, эрдоган, политика, власть, выборы, общество


турция, эрдоган, политика, власть, выборы, общество Фото Reuters

Бывает, что человек всю жизнь идет к цели и, преодолев множество препятствий, наконец к ней приходит. Иллюстрация – нынешний президент Турции 71-летний Реджеп Тайип Эрдоган. Всю политическую карьеру он шел к пожизненной власти. И вот есть признаки того, что этот светлый (для Эрдогана, но не для всей Турции, не говоря уж о ее соседях) момент скоро настанет.

Арест мэра Стамбула Экрема Имамоглу, вызвавший многотысячные протесты во многих городах, рискует стать знаковым событием в турецкой политике, своеобразной точкой отсчета, с которой страна необратимо изменится.

Большую часть долгого правления Эрдогана Турция жила при системе, представляющей собой нечто среднее между демократией и диктатурой. Власть автократа, остающегося у руля, пересаживаясь с одной должности на другую, в известной степени была ограничена наличием не карманной оппозиции, представленной в первую очередь Народно-республиканской партией, хранительницей традиций светского государства, заложенных Кемалем Ататюрком. Победить Эрдогана на выборах его противники не могли: система была устроена так, что этого не дозволяла. Но сами выборы приходилось проводить, причем относительно честно. И считаться с оппозицией тоже приходилось.

Свою силу она убедительно продемонстрировала в 2019 году, когда представители кемалистов одержали победу на выборах мэра двух столиц – Анкары и Стамбула. Успех Имамоглу Эрдоган воспринял особенно болезненно. Стамбул – родина нынешнего президента. С поста мэра столицы он начал свое восхождение к власти в масштабах всей страны. К тому же в огромном мегаполисе проживает 15 из 85 млн населения страны. И, наконец, главное: в лице Имамоглу противники Эрдогана получили серьезного и популярного лидера. Безусловно, есть еще мэр Анкары Мансур Яваш. По данным опроса Gazete Pencere, и мэр Стамбула, и мэр Анкары, будь сейчас выборы, во втором туре обойдут Эрдогана. Яваш наберет 53% против 46% у президента, Имамоглу – 54% против 45%. Кардинальная разница между ними в том, что первого у Эрдогана считают, так сказать, более договороспособным. У Яваша непростые отношения с кемалистами. Долгие годы он был членом Партии националистического движения – союзницы Эрдогана, чья идеология к тому же основана на пантюркизме и антипатии к национальным меньшинствам. Не лучший багаж для политика-оппозиционера. А Имамоглу умудряется находить общий язык и с турецкими националистами, и с курдами.

Именно поэтому в преддверии президентских выборов 2023 года власти атаковали его, а не Яваша. Атака увенчалась относительным успехом. Имамоглу за оскорбление Центральной избирательной комиссии приговорили к двум годам тюрьмы. Приговор из-за апелляций так в силу и не вступил, но дело было сделано. Соперником Эрдогана от кемалистов стал не Имамоглу, а 74-летний Кемаль Кылычдароглу. Курд, алевит (а значит, заведомо неспособный бороться за голоса многочисленного националистического и фундаменталистского электората), он был слабо известен за пределами не самого широкого круга убежденных сторонников Народно-республиканской партии. Тем не менее выборы Кылычдароглу почти выиграл, должно быть, окончательно убедив Эрдогана, что с противниками не надо разбираться полумерами.

После выборов многие в Турции ожидали закручивания гаек. Вместо этого оппозиции дали успешно выступить на местных выборах. В наступление осторожный, искушенный в политических интригах Эрдоган перешел только в начале этого года, когда начала складываться благоприятная обстановка. Во-первых, в США победил Дональд Трамп. С ним у Эрдогана всегда были неплохие личные отношения. К тому же победа Трампа означала, что американцы будут меньше докучать турецким властям разговорами о демократии и больше уделять внимание совместимости государственных интересов. Во-вторых, положение в экономике страны несколько улучшилось. В-третьих, Эрдогану улыбнулась удача: в Сирии рухнул режим Башара Асада. Значит, появилась надежда на возвращение домой миллионов сирийских беженцев, постоянно вызывавших недовольство в турецком обществе, и на ликвидацию курдского вооруженного сепаратизма, чьей базой ныне являются курдские районы Сирии и Ирака. Переговоры с Рабочей партией Курдистана вроде бы дали плоды. Ее лидер Абдулла Оджалан, искренне или нет, призвал соратников сложить оружие и включиться в политическую борьбу. Словом, сложился благоприятный момент, чтобы поднять вопрос о третьем президентском сроке Эрдогана. Что он и сделал.

В январе Эрдоган прямо заявил, что готов баллотироваться вновь. С правовой точки зрения это можно сделать, даже не меняя Конституцию. В ней есть статья, позволяющая президенту, правящему два срока, выставить свою кандидатуру, если будут объявлены досрочные выборы главы государства. Сделать это можно в любой момент. Можно сейчас, когда рейтинги Яваша и Имамоглу высоки и срочных перевыборов президента требуют и противники Эрдогана. Но можно и позднее, когда пыл митингующей молодежи иссякнет, она убедится, что Имамоглу не выпустят из тюрьмы, а мэра Анкары, как и на прошлых выборах, уговорят или вынудят не выдвигать свою кандидатуру. Тогда соперником Эрдогана от оппозиции будет опять кто-нибудь заведомо непроходной. Не исключено, что вторая неудача станет для кемалистов фатальной: предвестником ухода на политическую обочину, распада, а то и запрета. Позиции президента можно усилить каким-нибудь внешним фактором, если не войной, то угрозой войны с каким-нибудь несимпатичным народу соседом. Туркам нравится державная риторика. Почему бы не использовать ее для сплочения избирателей вокруг лидера? Над этим Эрдоган работает вовсю. Недаром в мечети он призвал Аллаха уничтожить Израиль.

Остается еще вопрос от Джорджа Оруэлла: я понимаю – как, я не понимаю – зачем? Зачем Эрдоган губит единственный в мусульманском мире пример более-менее устойчивой демократии, каковой до его правления была Турция? Осознает ли он, что причиной ее относительно успешного развития в последние четверть века было как раз то, что она не сваливалась в крайности? Понимает ли масштаб проблем, с которыми столкнутся следующие руководители страны? Увы, ответы Эрдоган не даст. Их даст жизнь, и они вряд ли кому-либо в Турции понравятся. 


Читайте также


В Хакасии борьба властей раскрывает суть муниципальной реформы

В Хакасии борьба властей раскрывает суть муниципальной реформы

Дарья Гармоненко

«Единая Россия» хочет отнять у КПРФ финансово-административный контроль над «землей»

0
1283
Применение бумажных бюллетеней останется основным при проведении голосования еще долго - Памфилова

Применение бумажных бюллетеней останется основным при проведении голосования еще долго - Памфилова

0
798
Турция готовит в Сирии ловушку для израильской авиации

Турция готовит в Сирии ловушку для израильской авиации

Игорь Субботин

Анкара обдумывает переброску С-400 на базу под Хомсом

0
1892
Президент Республики Сербской: Чтобы произошел госпереворот, должно существовать государство

Президент Республики Сербской: Чтобы произошел госпереворот, должно существовать государство

Олег Бондаренко

0
1614

Другие новости