Фото Reuters
В поле зрения Дональда Трампа в рамках инициированной им кампании по борьбе с нелегальными мигрантами оказалась международная преступная группировка Tren de Aragua («Поезд из Арагуа»). Трамп и раньше обращал внимание на действующие в США латиноамериканские банды. Во время первого президентского срока объектом его репрессивных мер стала организация Mara Salvatrucha («Банда кочевых муравьев») из Центральной Америки, которая распространила свою деятельность на ряд стран региона и США.
По версии американских СМИ, название Tren de Aragua связано с печально известной венесуэльской тюрьмой Токорон, расположенной в штате Арагуа, где банда зародилась более 10 лет назад. Также слово «поезд» содержит намек на коллективное движение его членов, похожее на локомотив, который набирает скорость и силу по мере движения. По данным аналитического центра InSight Crime, который отслеживает организованную преступность в Северной и Южной Америке, одним из ее основателей и нынешним руководителем является Эктор Растенфорд Герреро Флорес по прозвищу Ниньо Герреро. В настоящее время Tren de Aragua насчитывает свыше 5 тыс. членов.
Банда быстро стала крупнейшей в Венесуэле и распространила свою деятельность помимо всей территории страны на Соединенные Штаты, Колумбию и еще семь стран Латинской Америки. Из-за серьезности ее преступлений, совершаемых с крайней жестокостью – жертвам часто отрубают головы или закапывают живьем, – борьба с бандой стала приоритетом для многих южноамериканских государств. Власти таких стран, как Чили, Перу и Колумбия, где проживает большое количество венесуэльских мигрантов, обвинили эту группировку в том, что она стоит за нынешней волной насилия в Латинской Америке.
От других крупных преступных организаций Tren de Aragua отличают скорость, с которой она распространила деятельность на значительную часть Американского континента, а также крайняя агрессивность и отсутствие каких-либо сдерживающих рамок. Рэкет, наркоторговля, похищение и торговля людьми являются ее «фирменным бизнесом». Однако в отличие от более крупных организованных преступных группировок банда не брезгует мелкими грабежами и безрассудным насилием со стрельбой и поножовщиной в ночных клубах.
Администрация Трампа недавно заявила, что к Tren de Aragua следует относиться как к «угрозе национальной безопасности США», а к ее членам – как к агрессорам, вторгшимся на американскую территорию. Министерство внутренней безопасности США с сожалением констатировало, что банда орудует уже в 16 штатах. В последнее время ее активность также отмечена в Вашингтоне, Монтане и Вирджинии.
11 республиканцев во главе с заместителем председателя специального комитета Сената по разведке направили письмо генеральному прокурору, в котором призвали администрацию США разработать скоординированную стратегию борьбы с бандой. На этом фоне Трамп объявил об операции «Аврора» по нейтрализации членов Tren de Aragua. Такое название операция получила из-за одноименного города в штате Колорадо, который американские полицейские называют гнездом банды.
В рамках операции уже высланы в Венесуэлу или отправлены в тюрьмы Гуантанамо и Сальвадора сотни членов Tren de Aragua. Но американские правозащитники заподозрили, что вместе с бандитами арестовывают и высылают из страны ни в чем не повинных мигрантов из стран Латинской Америки. По мнению ряда членов Палаты представителей от Демократической партии, Трамп лишь прикрывается борьбой с Tren de Aragua и под этим предлогом намерен выслать из страны до 20 млн нелегальных мигрантов.
Однако, как считает венесуэльский криминальный эксперт Ронна Рискес, Трампа, похоже, не остановить. Ведь борьба с нелегальной миграцией была одним из его главных предвыборных обещаний, что в принципе и помогло ему одержать победу на выборах. И от успеха в этом деле во многом зависит судьба второго срока его президентства.
С другой стороны, Рискес согласна, что Tren de Aragua не просто преступная группировка, а весьма притягательная для латиноамериканских мигрантов в США модель криминальной деятельности. Особенно если учесть, что около 20% жителей Венесуэлы эмигрировали в США и другие страны континента и в безуспешных поисках лучшей жизни вливаются в ряды банды или создают по ее подобию собственные.
Как бы то ни было, власти Венесуэлы выражают недоумение активностью Трампа относительно Tren de Aragua. В Каракасе утверждают, что давно ликвидировали банду и восстановили контроль над тюрьмой Токорон. Министр иностранных дел Венесуэлы Иван Хиль вообще заявил, что активность Tren de Aragua является выдумкой западных СМИ с целью навесить на Каракас соответствующий ярлык.
Подобные заявления Хиля вызвали возмущение президента Чили Габриэля Борича. Он написал в одной из соцсетей, что «безответственные заявления главы МИД Венесуэлы, игнорирующего существование Tren de Aragua, вызывают тревогу и оскорбляют тех, кто стал жертвой этой группировки, а также демонстрируют отсутствие у Каракаса приверженности необходимому международному сотрудничеству в вопросах безопасности».
На самом деле, по утверждению CNN, венесуэльские власти сталкиваются со значительными трудностями в борьбе с Tren de Aragua. Глубокие связи банды с коррумпированными чиновниками и способность к быстрой адаптации обеспечивают ее процветание на фоне социально-экономического кризиса в Венесуэле и бедственного положения населения.