Графика сайта www.freepik.com
В марте в странах Европейского союза все громче звучали голоса о неизбежности отделения от США и построения собственной системы европейской обороны. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европа должна взять оборону в свои руки. Затем она представила документ «Готовность-2030», предусматривающий рост общеевропейских расходов на военные нужды до 800 млрд евро, не считая собственных оборонных бюджетов стран ЕС. Инвестиции в промышленность должны сформировать европейский механизм продажи военной продукции и унифицировать цепочки поставок. Президент Франции Эмманюэль Макрон стал обсуждать с европейскими лидерами (включая немецких) возможную защиту их стран французским ядерным оружием.
До недавнего времени процесс европейской интеграции осуществлялся в рамках НАТО, то есть в более широком «Атлантическом сообществе». При углублении раскола между США и Европой ситуация изменится. Возникает вопрос о том, чем заменить американские гарантии безопасности.
В Европе уже существует военно-политический союз Британии и Франции – Ланкастерский пакт 2010 года, получивший название «новой Антанты». (Несмотря на брекзит, обе стороны не денонсировали его, что сохранило привязки Британии к ЕС.) Однако без создания сильной сухопутной армии «Единая Европа» не сможет проводить самостоятельную оборонную политику. Такой армией в Европе может быть только немецкая, что требует изменить военную политику Германии.
Похожий вариант был реализован в рамках проекта «Пан-Европы», существовавшего между двумя мировыми войнами. Согласно Локарнским соглашениям 1925 года, Германия, Франция и Бельгия признали неприкосновенность своих границ, установленных Версальским договором 1919 года. Эти страны обязались соблюдать демилитаризацию Рейнской зоны и разрешать все спорные вопросы путем арбитража или судебного решения. Обязанности гарантов Рейнского пакта приняли на себя Великобритания и Италия. В отношении восточных границ Германия не давала аналогичных гарантий, а Франция обещала только начать консультации с Польшей и Чехословакией при появлении внешней угрозы.
Локарнские соглашения легли в основу проекта «Пан-Европы», предложенного в 1929 году премьер-министром Франции Аристидом Брианом. Он предусматривал создание континентального европейского союза без участия Великобритании и СССР. Однако «Пан-Европа» предполагала возрождение немецкой военной мощи, ограниченной после Первой мировой войны. Уже в 1932 году европейские страны начали осторожно обсуждать проекты отмены военных статей Версальского договора при подтверждении его политических статей.
Приход Гитлера к власти в Германии не заморозил панъевропейский проект. Напротив, 15 июля 1933 года Великобритания, Германия, Италия и Франция парафировали в Риме «Пакт согласия и сотрудничества» («Пакт четырех»). Он предполагал совместные действия четырех держав в Лиге Наций и решение экономических вопросов, представляющих общий интерес для Европы. «Пакт четырех» не вступил в действие из-за позиции Польши, однако идея Европы как кооперационного взаимодействия ведущих держав сохранилась.
Апофеозом деятельности «четверки» по проектированию «Пан-Европы» стал «Мюнхенский сговор» 1938 года (к нему относилась не только сделка о судьбе Чехословакии, но и подписанное Гитлером и Чемберленом рамочное англо-германское соглашение).
Современный Евросоюз начинает балансировать где-то между Локарнскими соглашениями и «Пактом четырех». Московский договор 1990 года ограничил численность Бундесвера лимитом в 370 тыс. человек. Но еще 31 мая 2022 года канцлер Олаф Шольц заявил, что Германия намерена в перспективе создать вторую по численности армию НАТО. На сегодняшний день вторая армия НАТО – турецкая: ее численность составляет более 800 тыс. человек, из них около 400 тыс. – резервисты. Шольц тем самым создал правовую базу для пересмотра военных лимитов Московского договора, тем более что протестов не последовало.
Будущий кабинет Фридриха Мерца, похоже, намерен следовать этой политике. Готовясь вступить в должность, он провел через старый состав Бундестага закон, разрешающий будущему правительству ФРГ самостоятельно увеличивать расходы на военные нужды. Министр обороны Борис Писториус отметил: «Россия, безусловно, представляет собой главную угрозу для европейской безопасности».
Но ведь это не что иное, как возрождение «духа Локарно»: Германия возрождает свою армию, чтобы направить ее на Восток в интересах «европейской четверки».
Эта логика «Пан-Европы» может легко возродиться при ослаблении американского контроля над Европой. Вполне возможно, что ЕС в партнерстве с Британией разработает новый вариант «Пакта четырех». В его рамках Германия сможет воссоздать сухопутную армию, став опорой антироссийского блока в Восточной Европе. Британия и Франция на всякий случай сохранят Ланкастерский пакт, а Италия, возможно, попытается усилить свою оборонную промышленность.
Однако, как показывает история, такая конструкция может оказаться не очень прочной. Современные страны Восточной Европы созданы в их нынешнем качестве по итогам Второй мировой войны. Это потребовало выселения в Германию 12–15 млн немцев и присоединения к этим странам целого ряда немецких земель. Как будет вести себя с ними Германия, возродив военную мощь, пока неизвестно. В конце концов, до России от немецких границ по Одеру–Нейсе далеко, зато Польша, Чехия и Словакия намного ближе.
комментарии(0)