Фото агентства городских новостей "Москва"
Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко на днях выступила с важным докладом о необходимости сбалансировать численность учащихся из регионов в столичных университетах. В медиа в основном сделали акцент на том, что председатель Сената предложила ограничить прием иногородних студентов в вузы Петербурга и Москвы – это вызвало волну реакции со стороны общественности. Одни Матвиенко критиковали, другие поддерживали. А между тем спикер подняла важную проблему соотношения учащихся в экономически развитых и развивающихся регионах, которая обостряется из года в год.
В количественном выражении с 2015 по 2024 год численность учащихся в Москве и Санкт-Петербурге увеличилась на 198,6 тыс. человек. При этом всего учащихся в 2015 году было 4,7 млн человек, а в 2024 году – 4,3 млн. Причем с тех пор уменьшилось количество учащихся в таких академически привлекательных регионах, как Новосибирская область, Республика Татарстан, Свердловская область. Разве что в Томской области количество учащихся увеличилось, но несущественно.
Академическая миграция (см. «НГ» от 17.02.25) ведет к сокращению численности населения регионов России. Это происходит преимущественно за счет уменьшения населения сельских местностей. Так, в Свердловской области с 2015 года сельских жителей стало меньше почти на 86 тыс., а в Нижегородской области – на 68 тыс. человек. Но это вовсе не приводит к росту жителей региональных центров, так как большая часть мигрирует в столичный регион. В России к 2030 году численность занятых в сельском хозяйстве снизится с 3,8 млн до 3,6 млн человек. Это означает, что население Москвы и Санкт-Петербурга будет и дальше расти.
По темпам урбанизации Россия находится почти на одном уровне со странами Евросоюза, но отстает от США на 11%. В отличие от России в Штатах в таких крупных городах, как Сан-Франциско, Новый Орлеан, Нью-Йорк, Детройт, Бостон, Чикаго, население сокращается быстрыми темпами. Урбанизация отмечена за счет развития малых городов, находящихся на юге страны, где проживает в основном молодежь (Фриско, Глендейл, Чандлер и другие) из-за доступного жилья. В российской провинции тоже развивается соответствующая инфраструктура, но значительно медленнее, особенно в региональных центрах.
При всем этом постепенно растет академическая инфраструктура. К 2030 году должны появиться технологические кампусы в Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Челябинске, Нижнем Новгороде. Там будет обустроено более 400 научных лабораторий. С 2018 по 2024 год в России открылось более 940 молодежных лабораторий в рамках национального проекта «Наука и университеты». Результат этого проекта пока не отразился на общих показателях развития науки и производства. Исследователей не стало больше. В 2024 году их насчитывалось 338 тыс. человек, что на 10 тыс. меньше, чем в 2021 году.
Проблема академической миграции связана не столько с самими учащимися, сколько с несовершенством образовательной политики. Высшее образование для молодежи служит не только гарантией трудоустройства, но и способом повышения социального статуса и смены окружения. А стать студентом оказывается все сложнее и сложнее. Как ни странно, на изменение взглядов учащихся повлияли и система поступления, которая на протяжении более 15 лет основывается на Едином госэкзамене (ЕГЭ), и кризис классической системы высшего образования. Он проявился в гипертрофированном росте отдельных организаций высшего образования с 2005 по 2015 год. Путем поглощения неэффективных институтов, некоторые организации сильно разрослись, и в отдельных случаях это явление продолжается по настоящее время. Например, в 2022 году количество поступивших первокурсников в НИУ ВШЭ составило 6,7 тыс. человек, а в 2024 году – 12,1 тыс. В Президентской академии (РАНХиГС) динамика приема каждый год меняется, с 2020 года в среднем зачисляют от 11 до 16 тыс. студентов ежегодно. И это немало. К примеру, во всем Новосибирском государственном университете, который находится в центре Академгородка, учатся 8,7 тыс. человек. Появились и очень крупные частные образовательные организации (университет «Синергия»), которые привлекают студентов из разных регионов страны. Региональным учреждениям сложно конкурировать с такими крупными учебными организациями.
Кроме того, большая часть ведущих технических и медицинских высших учебных заведений располагаются в Москве или Санкт-Петербурге. Считается, что уровень трудоустройства выпускников таких учреждений высок. Но проблема заключается в том, что значительная часть выпускников выбирают работу не по специальности в регионе обучения. Согласно данным исследования Росстат, 31% выпускников, окончивших вузы в 2016–2018 годах, выбрали работу, не связанную с полученной специальностью. Среди них больше всего было экономистов (216 тыс.) и юристов (64 тыс.). В 2022 году этот показатель вырос до 47%. В последние годы все чаще не работают по профессии выпускники педагогических специальностей.
Отметим, что, согласно данным ВЦИОМ, доля россиян, считающих, что люди без высшего образования обречены на низкооплачиваемую работу, снизилась до 31% в 2024 году, тогда как до 2018 года она колебалась в пределах 41–46%.