Фото агентства городских новостей "Москва"
России к 2030 году потребуются 10,9 млн новых работников, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, по словам которой 10,1 млн работоспособных граждан за это время «выпадут» из производства из-за выхода на пенсию, а 800 тыс. граждан нужно будет привлечь дополнительно. Эксперты в последнее время активно обсуждают перспективы развития рынка труда в РФ. Хотя аналитики обычно сходятся во мнении о необходимости развития высоких технологий в сфере производства для преодоления кадрового дефицита, в некоторых вопросах мнения расходятся. Строить прогнозы по рынку труда в России по-прежнему непросто – занятость развивается динамично, и это происходит параллельно макроэкономическим процессам, которые зачастую бывают непредсказуемыми. Особая тенденция, характерная для РФ, – перспектива увеличения числа граждан со средним профессиональным образованием за счет сокращения высококвалифицированных кадров.
Согласно среднему варианту прогноза Росстата, население РФ к 2030 году снизится до 143,2 млн человек. При этом численность населения трудоспособного возраста должна увеличиться с 84,38 до 87,26 млн человек. Предполагается, что это произойдет за счет постепенного увеличения пенсионного возраста до 65 лет к 2028 году. Между прочим, с 2021 по 2023 год доля занятых граждан старше 60 лет увеличилась в возрастном промежутке между 60–69 годами на 1,1%, или на 807 тыс. человек, от общего количества занятых, но уменьшилась в других возрастных группах. В то же время в исследовании о перспективах рынка труда Института народнохозяйственного прогнозирования РАН утверждается, что к 2030 году число занятых сократится до 69,9–68,9 млн человек из-за автоматизации процессов производства товаров. Это означает, что за пять лет занятость уменьшится на 4,9–5,9 млн человек при общем увеличении численности трудоспособного населения. Насколько такой прогноз реален?
Сейчас Россия отстает от многих развитых стран по темпам роста автоматизации и роботизации, особенно в обрабатывающей промышленности. Важным индикатором автоматизации является плотность роботизации, которая в РФ очень низкая. В 2024 году она составила 19 роботов на 10 тыс. человек. Больше всего в автоматизации нуждаются такие отрасли, как машиностроение, электроника и микроэлектроника.
Некоторые отрасли уже прошли этап модернизации основных производственных фондов. Среди них химическое производство, металлургия и добыча полезных ископаемых. А до 2030 года ожидается рост автоматизации производства. Согласно закону «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026–2027 годов», будут направлены 6,1 трлн руб. на развитие авиастроения, станкостроения, радиоэлектроники и т.д., в том числе на федеральный проект по развитию робототехники и автоматизации.
И все-таки по уровню инвестиций Россия отстает от лидирующих стран в этой области. В США в 2020 году вложили только в робототехнику 9,8 млрд долл., в 2021 году – 11,5 млрд долл., в 2022 году – 12,9 млрд долл., в 2023 году – 12,9 млрд долл. Масштабные инвестиции привели к увеличению количества промышленных роботов во всем мире, которые, по данным Международной федерации робототехники, достигли 4,2 млн единиц.
В этом направлении США уступает многим странам. В стране общее количество промышленных роботов – 381,9 тыс. единиц. Но в 2023 году в Китае было установлено 276,2 тыс. промышленных роботов. В том же году в Японии установили 46 тыс. единиц. И, несмотря на быстрорастущую автоматизацию производственных процессов, во всех этих странах, в том числе в КНР, наблюдается стабильность в показателях безработицы. С 2020 по 2024 год в Китае безработица варьируется между 4,5–5%, и резких изменений не произошло. В Южной Корее, где самая высокая плотность роботизации в мире, с 2022–2024 годов уровень безработицы держится на 2,8–2,9%. И это при том, что произошли незначительные изменения в численности населения страны. В России в химической и металлургической промышленности, несмотря на массовую модернизацию и автоматизацию производства, дефицит кадров затрагивает все этапы производства. Дефицит кадров касается не только рабочих, но и высококвалифицированных инженеров, технологов, аналитиков и т.д.
В этой связи первоочередное значение для России приобретает уровень подготовки кадров. Однако в последнее время идет сокращение государственных расходов на образование. С 2019 года объем расходов в этой сфере уменьшился с 4,8 трлн руб. в 2019 году до 4,7 трлн в 2022 году в постоянных ценах. В 2025–2027 годы расходы на образование будут сокращаться и распределяться неодинаково между разными отраслями образования.
Больше всего средств в РФ в последнее время выделяется на развитие среднего профессионального и дошкольного образования. При этом доля расходов на науку и высшее образование практически останется без изменений. И пока растет число кадров средней квалификации для строительной, транспортной и обрабатывающей отраслей, усиливается дефицит высококвалифицированных кадров в социальной сфере. За счет роста средней нагрузки на персонал в медицинских учреждениях временно удается отсрочить кризис в отрасли. Но уровень обеспеченности врачебными кадрами населения снижается с 2010 года, так как происходит переток кадров из государственных учреждений в частные медицинские организации и уменьшается количество штатных сотрудников. По этой причине качество предоставляемых социальных услуг не соответствует необходимым требованиям.
С такой же ситуацией сталкиваются и учреждения начального и среднего образования и организации органов внутренних дел. Однако в 2023 году из колледжей выпустились 818 тыс. человек, а в 2024 году – 860 тыс. В 2025 году их должно быть больше. С учетом того, что 60% учащихся школ выбирают среднее профессиональное образование, к 2030 году рынок окажется перенасыщен рабочими. Со временем общее снижение уровня квалификации непременно повлияет на уровень доходов населения. Более того, специалист со средней квалификацией не сможет заменить специалиста с высшим образованием, в то время как высококвалифицированный специалист легко может справиться с задачами специалиста с более низкой квалификацией.