Фото агентства городских новостей "Москва"
Две трети необходимых специалистов для российской экономики составляют люди со средним профессиональным образованием и только треть с высшим, сообщил 29 января в Совете Федерации глава Минтруда Антон Котяков. «В целом в перспективе ближайших пяти лет две трети потребности рынка труда – это люди со средним профессиональным образованием. Треть потребности составляют специалисты с высшим образованием, – сказал он. – Это во многом связано с тем, что престиж среднего профессионального образования стал возвращаться сравнительно недавно, а долгое время до этого рынок труда не получал достаточного количества квалифицированных рабочих».
Однако кроме престижа среднего специального образования (СПО) у выпускников колледжей и техникумов может появиться и другая мотивация оставаться в ранге рабочих и не повышать уровень квалификации. Как заметили депутаты Государственной думы от фракции КПРФ, на пути к поступлению в вузы у выпускников средних заведений воздвигаются очередные препоны. Коммунисты как раз недавно высказали резкое осуждение готовящегося законопроекта о внесении изменений в единый государственный экзамен. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин назвал предлагаемый вариант документа законопроектом об удвоении ЕГЭ. И в который раз предложил сделать сдачу госэкзамена добровольной.
В связи с регистрацией 24 декабря 2024 года группой депутатов проекта Федерального закона № 805970–8 «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» фракцией КПРФ был инициирован круглый стол. Он прошел в Колонном зале Дома союзов.
Критику законодателей вызвало конкретное предложение авторов законопроекта применять единый государственный экзамен еще и к тем, кто захочет поступать в высшие учебные заведения не только после школы, но и после окончания учреждения системы среднего профессионального образования. По мнению Олега Смолина, предлагаемый закон станет «губительным для системы среднего профобразования», так как он практически закрывает дорогу для получения высшего образования тем, кто будет учиться по рабочим специальностям. Потому что, согласно новому законопроекту, можно будет поступать в университеты без ЕГЭ, только если молодой человек получил в учреждении СПО тот же самый профиль. «А какой профиль у сварщика?» – задается вопросом депутат.
Кто-то скажет: ну и что? Пусть тоже сдают ЕГЭ после завершения учебы в техникумах и колледжах. В вузах должны учиться те, кто «тянет». Но дело в том, считает депутат, что подавляющее большинство студентов колледжей не готовы сдавать единый госэкзамен. В системе СПО меньше общеобразовательных предметов. И что не менее важно, меньше возможностей платить репетиторам.
Результаты исследований обучения студентов после окончания средних учебных заведений в ведущих университетах страны показывают интересную картину. Разница между успеваемостью тех, кто вышел из учреждений СПО, и тех, кто поступил в вуз после 10-го класса, отмечается только на первых сессиях в институте, а дальше успеваемость выравнивается. Резонно возникает вопрос: в таком случае есть ли смысл мучать учащихся техникумов и колледжей подготовкой к ЕГЭ?
Итак, налицо рост неравенства возможностей. По некоторым оценкам, законопроект может коснуться половины молодежи, получающей профессию в системе СПО. По данным, которые приводит Смолин, после 9-го класса продолжение обучения в колледжах и техникумах выбирают (иногда не по собственной воле) 60% всех учеников. Причем, как правило, из семей с низкими и средними доходами. «А в случае принятия закона доступ к высшему образованию тем, кто учится по рабочим специальностям, будет перекрыт практически целиком», – считает депутат.
Дело в том, что совпадающих с вузовскими профилей обучения у выпускников СПО нет. Количество часов по предметам, которые нужно сдавать на ЕГЭ, гораздо меньше, чем у старшеклассников. И деньги на репетиторов у таких детей практически отсутствуют. Это не что иное, как блокировка социальных лифтов. 43% студентов СПО и без того оплачивают обучение в нарушение Конституции, поэтому финансовое давление, согласно новому законопроекту, на них и их родителей будет удвоено, а доступ к высшему образованию еще более ограничен.
Вполне обоснованно во всем этом можно заметить лоббирование интересов репетиторов и их компаний. Если сейчас за дополнительное наставничество платят родители около 70% старшеклассников, то после принятия закона будут платить еще и около половины студентов СПО. В настоящее время доходы, связанные с подготовкой школьников к ЕГЭ всей сферы репетиторства, составляют не менее 450 млрд руб. в год, а в случае принятия закона будут удвоены.
Еще один аспект проблемы. В стране острая нехватка педагогов – 250 тыс. человек. Эту лакуну школьным учителям приходится перекрывать за счет переработок на нескольких ставках. Ничего удивительного, что все больше педагогов уходит в репетиторы: там и забот меньше, и доход выше. «ЕГЭ делает главной фигурой репетитора, а не педагога, что неправильно», – настаивают депутаты.
На круглом столе в Колонном зале Дома союзов отмечалось, что не менее 30% учащихся в российских колледжах решают продолжать учебу и поступают в университеты. При этом они часто совмещают работу и учебу. Об этом, в частности, заявил директор департамента государственной политики в СПО и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин.
Как дальше будут развиваться события, станет известно совсем скоро. Хотя одно из решений, которое может развязать этот узел проблем СПО, кажется очевидным: обучение в колледжах и техникумах должно быть бесплатным. Однако сегодня реальность такова, что получение профессии в системе СПО стоит примерно столько же, сколько и вузовский курс. А иногда даже дороже! И это при том, что проблема кадрового дефицита поднята на государственный уровень. Вряд ли предлагаемый законопроект поможет разрешить ее.