0
174
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.01.2025 18:32:00

Пушкинский музей: есть что показать

Ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация – список неполный, но знаковый

Тэги: гмии, пушкинский музей, ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация


гмии, пушкинский музей, ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация Фото агентства городских новостей "Москва"

Прошедший 2024 год стал показательным для Пушкинского музея. В марте 2023-го на должность директора назначили Елизавету Лихачеву. После чего ожидаемо начался переходный период. Примерно полгода на то, чтобы изнутри вникнуть во все процессы и в общих чертах определиться с направлениями развития. Еще примерно полгода – на конкретизацию задач, практические подступы к проблемам. А во второй год, которым стал 2024-й, как раз можно ожидать появления первых промежуточных результатов.

И музею есть что показать. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина в прошлом году объявил о ребрендинге. Решение, базирующееся на предварительно проведенных исследованиях. Внешне это ознаменовалось изменением логотипа, фирменного знака. За таким внешним обновлением стоит и масштабная задумка, и большая внутренняя работа по реализации.

Одна из задач ребрендинга – оформить, переупаковать философию музея, чтобы транслировать ее в первую очередь внутри самой институции. Но такой визуальный манифест нацелен, конечно, и вовне: на посетителей, партнеров, коллег, спонсоров, меценатов (см. подробнее «НГ» от 17.09.24).

Необходимость самоидентификации назрела по нескольким причинам. Музей к 2024 году сильно разросся: ГМИИ – это уже не только Волхонка, но и филиалы в других городах, региональные проекты. Однако территория и самой Волхонки в обозримом будущем тоже преобразится.

К 2030 году ожидается открытие Музейного квартала, у ГМИИ появится в Москве в разы больше пространства: около 100 тыс. кв. м площади, из которых выставочных – 30 тыс. кв. м (напомним, в 2023 году проект Музейного квартала по решению правительства был передан «Единому заказчику в сфере строительства», созданному ранее на базе Минстроя).

Больше пространства – больше возможностей. Но это и вызов. «По сути, мы ребрендингом запускаем процесс придумывания нового музея. И это, надо сказать, адский труд… Нам нужно продумать стратегию – не окончательную, а достаточно гибкую», – поясняла в телеэфире Лихачева.

Гибкость упомянута не случайно: после открытия запланированных новых помещений преобразования не закончатся. Главное здание по адресу Волхонка, 12 уйдет на реконструкцию, временно пропадет с музейной карты Москвы. Но ремонт жизненно необходим. «У нас течет крыша, у нас проблемы с подвалами, у нас проблемы с вентиляцией», – перечисляла журналистам Лихачева.

В сентябре 2024-го впервые за два с половиной года прошло в новом составе заседание попечительского совета ГМИИ им. А.С. Пушкина под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. Была утверждена программа развития музея. В заседании принимала участие и министр культуры Ольга Любимова.

Далее: в прошлом году в залах Пушкинского музея провели новую реэкспозицию. Это произошло впервые после предыдущей реэкспозиции 2021 года, вызвавшей много споров: например, тогда число экспонатов в залах сократилось на треть.

Новая же реэкспозиция 2024 года, наоборот, была призвана вернуться к классическому варианту, возвратить шедевры из фондов, продемонстрировав многообразие коллекции даже еще шире, чем до 2021 года. Живопись дополнили памятниками скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики. В прошлом году музей продолжил пополнять свое собрание.

В концептуальном смысле было четко обозначено, что временные так называемые выставки-блокбастеры – это хоть и похвально, но Пушкинский музей ими не должен ограничиваться, его возможности гораздо богаче, а задачи долгосрочнее. Он обладает собственной уникальной коллекцией, и именно ее и нужно в первую очередь изучать, продвигать, максимально показывать – в тех самых залах с постоянной экспозицией, мимо которых порой, отмахиваясь, пробегают в поисках блокбастеров.

Все это, однако, вовсе не значит, что ярких временных выставок не было или категорически не планировалось, они не просто планировались и были, а без преувеличения становились заметным событием. Каждая такая выставка была итогом научных изысканий, реставрационных работ, исследовательского сотрудничества в том числе с региональными музеями, коллекции которых тоже полны открытий.

Выставки сопровождались разнообразными мероприятиями: кураторскими экскурсиями, лекциями, концертами. Билеты на многие из них разлетались в первые 15 минут после появления на сайте. Как сообщила теперь уже в личном видеоблоге Елизавета Лихачева, в 2024 году Пушкинский музей посетили на 300 тыс. человек больше, чем в 2023-м. Одновременно с этим активно велась региональная работа, в том числе в новых субъектах РФ.

Еще один пункт: в прошлом году началась цифровая трансформация музея. Было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации со Сбером. Сообщалось, что при совместном взаимодействии планируется, например, создать цифровую интерактивную копию музея. Помимо этого, предполагается пилотирование технологий искусственного интеллекта.

Все это тоже не осталась без внимания в выставочном процессе. В прошлом году в ГМИИ была открыта выставка «От слепка до пикселя». Цель – продемонстрировать, как выглядит ежедневная исследовательская работа музея изнутри, и познакомить с первыми выводами о том, чем искусственный интеллект может оказаться полезен для музея, как усовершенствовать взаимодействие историков, искусствоведов, реставраторов и т.д. с современными технологиями, чтобы оно обогащало, а не обесценивало.

Как выяснила «НГ», сейчас одна из приоритетных задач Пушкинского музея – оцифровка его обширной коллекции слепков (см. номер от 24.11.24). Оцифровка собрания под контролем музейных специалистов поможет в том числе насытить искусственный интеллект достоверными, неискаженными, структурированными данными, что позволит повысить качество его анализа и выводов. И это потенциально может принести пользу уже не одному только Пушкинскому музею.

Перечислено, конечно, не все. Можно было сделать больше? Наверное, можно. Нет предела совершенству, ведь и те критерии, по которым оценивались промежуточные результаты, пока не ясны (см. «НГ» от 19.01.25). Какое именно «больше» требуется сейчас от музея? Поживем – увидим. Как сообщила теперь новый директор ГМИИ Ольга Галактионова, которую 17 января представили коллективу музея, про планы она сможет говорить «не ранее, чем через три–шесть месяцев». 


Читайте также


Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Алексей Туполев

Елизавету Лихачеву заменили на Ольгу Галактионову без публичного объяснения причин

0
1663
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
2373
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4572
Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

0
4586

Другие новости