Фото Reuters
20 января в Вашингтоне пройдет инаугурация избранного президента Дональда Трампа. Вместе с ним присягу принесет и его вице-президент Джей Ди Вэнс. Многие сегодня гадают, каким будет президентство 47-го президента США: будет ли Трамп второго срока более умеренным или, наоборот, более радикальным? Однако не меньший интерес вызывает и фигура Вэнса, в недавнем прошлом сенатора от штата Огайо, консерватора, талантливого публициста и весьма амбициозного человека.
Вэнс, которому 40 лет, действительно самый молодой вице-президент США в новейшей американской истории. Он представляет резкий контраст с предыдущим вице-президентом Трампа, экс-губернатором Индианы Майклом Пенсом. Пожилой и набожный, он был нужен Трампу, чтобы собрать голоса христиан-евангеликов, которым не очень нравилось эксцентричное поведение Трампа.
При этом во время правления Трампа он практически никак не проявлял себя. Однако во время попытки штурма Капитолия сторонниками Трампа не стал помогать своему патрону и даже выступил против него. Понятно, что это не то, чего требует от своих людей Трамп, для которого прежде всего нужна лояльность.
Сегодня Вэнс – это, несомненно, лояльная Трампу фигура, задача которого сложнее некуда. Хранить верность президенту, не забывая и о своих собственных президентских амбициях, которые у него, вероятно, есть. При этом дистанция до возможного выдвижения в президенты для Вэнса при хорошем стечении обстоятельств достаточно коротка, так как Трамп пробудет в президентском кресле всего четыре года.
Вице-президент в США – это вторая по значению должность, которая в спокойных обстоятельствах выглядит скорее церемониальной, кроме руководства Сенатом, где у него есть решающий голос при разделенном голосовании. Однако в других обстоятельствах вице-президент мало на что может повлиять, особенно это сложно при Трампе – «человеке-оркестре» с собственными представлениями о прекрасном.
Да, из вице-президентов получались хорошие президенты: Джордж Буш-старший и Линдон Джонсон, вставший у руля страны в чрезвычайных обстоятельствах после убийства президента Джона Кеннеди. Однако во время исполнения «второго номера» все они находились в тени своих патронов. За исключением, пожалуй, одного – Ричарда Чейни, вице-президента при Джордже-Буше старшем, который стал одним из самых зловещих демиургов американской политики и одним из архитекторов вторжения в Ирак. Однако Вэнс не обладает ни подобным могуществом, ни связями, которыми обладал Чейни в бизнесе и военно-промышленном комплексе.
К тому же в борьбе за место «демиурга» у Вэнса есть серьезный конкурент, миллиардер Илон Маск, который, еще не заняв кабинетную должность, уже пытается занять пост «теневого» вице-президента при Трампе. На это обстоятельство уже обращают внимание многие СМИ, в том числе обозреватель Los Angeles Times Джеки Калмс. «Кто же избранный вице-президент? Илон Маск или Джей Ди Вэнс?» – задается вопросом автор издания.
В отличие от Маска Вэнс пока действительно держит «низкий профиль» и отсутствует на многочисленных фотографиях Трампа и его команды. «Вэнс пропал без вести не только в Мар-а-Лаго, но и в Сенате. Это спровоцировало внутрипартийное недовольство на этой неделе, даже со стороны Трампа, когда отсутствие Вэнса в тесно разделенном органе помогло демократам в Сенате, которые все еще руководят, добиться подтверждения некоторых последних решений президента Байдена».
Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что, и придя в администрацию, Вэнс будет негласно конкурировать с Маском за влияние, что будет, несомненно, тяжело. Впрочем, в отличие от Маска у Вэнса есть серьезное преимущество. Миллиардер не может быть избран президентом США, так как не является американским гражданином по рождению. К тому же есть надежда, что Маск вскоре устанет от бюрократии в Вашингтоне или же надоест самому Трампу.
В свою очередь, Вэнс, даже будучи лояльным членом администрации, может доносить до общества идеи Трампа в более приемлемом виде. Интеллигентная манера разговора, четкие стройные фразы делают Вэнса «трампистом» без Трампа, таким как, например, еще недавний конкурент Трампа на первичных выборах губернатор Флориды Рон Десантис.
Вэнс умеет ждать и привык к трудностям. В отличие от миллиардера Трампа он выходец из бедной семьи «ржавого пояса», что он так живо описал в своей книге «Элегия Хиллбилли». «Нобелевские лауреаты-экономисты обеспокоены упадком промышленного Среднего Запада: опустошением экономики и вымыванием экономического ядра белых рабочих. Они имеют в виду, что рабочие места в обрабатывающей промышленности ушли за границу, а рабочие места для среднего класса труднее найти людям без высшего образования. Это соответствует действительности – я тоже беспокоюсь об этих вещах. Но эта книга о другом: что происходит в жизни реальных людей, когда индустриальная экономика идет на спад. Речь идет о реагировании на плохие обстоятельства худшим из возможных способов. Речь идет о культуре, которая все больше поощряет социальный распад, а не противодействует ему», – написал Вэнс.
Все примерно о том, о чем и Трамп, правда сформулировано гораздо тоньше, и поэтому именно Вэнс больше годится на роль нового лидера правых республиканцев, которым не по душе эксперименты с гендерами, но и Трамп со своей грубостью и хамством откровенно неприятен.
Скорее всего подобные чувства испытывает по отношению к своему боссу и сам Вэнс, называвший Трампа «моральным бедствием» и даже сравнивавший последнего с Гитлером. Впоследствии Вэнс рассказывал, что сожалеет о своих оценках Трампа, хотя вряд ли он перестал так думать. Можно вполне предполагать, что в случае, если Трамп, находясь на президентском посту, допустит какую-то серьезную ошибку, Вэнс воспользуется ею, превратившись таким образом в «американского Руцкого» – вице-президента, идущего против своего босса.
Учитывая непредсказуемость американской политики при Трампе, этого вполне можно ожидать. Единственной проблемой будет вовремя дистанцироваться от Трампа, чтобы не повторить ошибок еще одного вице-президента, Камалы Харрис, которая в глазах общества была плотно связана с Джозефом Байденом. Перефразируя известную фразу, можно сказать, что для Вэнса «вовремя отстроиться – это значит предвидеть».