Фото Reuters
С началом года территориальный конфликт между США и Данией стал переходить из невозможного в обсуждаемый. Представители МИД Дании уже сделали двусмысленные заявления о том, что не обсуждают с будущей администрацией Дональда Трампа вопрос о продаже Гренландии, но готовы предоставить гренландцам право решить вопрос о своей независимости.
В России эти события пока воспринимаются как интересная экзотика или долгожданный путь к расколу НАТО. Между тем у Соединенных Штатов есть немало территориальных претензий к нашей стране в Арктике.
Российско-американские отношения в Арктике были изначально конфликтными. В 1867 году США приобрели у Российской империи Аляску и Алеутские острова. В этой связи 18 (30) марта 1867 года стороны заключили договор, по условиям которого новая российско-американская граница прошла по центру Берингова пролива, отделяя на равном расстоянии остров Крузенштерна (Игналук) от острова Ратманова (Нунарбук). Далее граница направлялась «по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане».
Положение об этой «линии» в Вашингтоне трактовали расширительно. Американские экспедиции Адольфа Грили (1879) и Джорджа Де Лонга (1879–1881) открыли к северу от Новосибирских островов архипелаг Де Лонга: острова Генриетты, Жаннетты и Беннетта. В 1882 году американская экспедиция Джона Даннхауэра изучила устье реки Лены. Возникла угроза прямой аннексии США части российского Севера.
Эти тревоги побудили императора Александра III усилить внимание к Арктике. В Петербурге опасались, что через гипотетическую землю севернее Новосибирских островов и архипелага Де Лонга (на российских картах ее обозначали как «Земля Санникова») США раньше России достигнут Северного полюса. Начиная с 1885 года российский полярник Эдуард Толль организовал ряд экспедиций по поиску этой земли. Романическая история поисков «Земли Санникова» была тесно связана с опасениями в Петербурге, что США достигнут ее первыми. И хотя советские арктические экспедиции доказали, что крупной суши севернее архипелага Де Лонга не существует, в Вашингтоне никогда не забывали о том, что архипелаг де Лонга был «почти американским».
Следующий конфликт возник у СССР с США и Канадой за остров Врангеля. С 1881 года он был спорной территорией между Российской империей и США. В 1913-м его изучила канадская арктическая экспедиция под руководством антрополога Вильялмура Стефанссона. Осенью 1921 года он, пользуясь Гражданской войной в России, провозгласил остров Врангеля канадским владением и основал на нем поселение из пяти канадских и американских колонистов. В августе 1924 года СССР пришлось провести военную операцию по возвращению контроля над островом.
Эти конфликты были приглушены, но никогда не уходили в прошлое. США не признали выделение СССР Восточно-Сибирского моря из состава Чукотского. В Вашингтоне много говорили о том, что этим шагом Москва нарушила условия разделения Чукотского моря в 1867 году. Соединенные Штаты также никогда не признавали эксклюзивных прав СССР, а затем и России на Северный морской путь (СМП). Вашингтон здесь всегда солидаризировался с позицией Швеции, утверждавшей, что первой этот путь прошла шведская экспедиция Нильса Эрика Норденшельда в 1878–1879 годах. В США поддерживали шведскую трактовку, указывая, что у Москвы нет права в одностороннем порядке закрывать порты СМП.
Еще опаснее латентный территориальный конфликт в Беринговом море. 1 июня 1990 года СССР и США подписали соглашение, по которому спорная территория площадью 50 тыс. кв. км была передана Соединенным Штатам. Конгресс США ратифицировал его, в то время как Россия воздержалась от этого шага. Но в американской трактовке изменение шельфовых зон в Беринговом море (а значит, и в Беринговом проливе) влечет за собой изменение линии в Чукотском море по сравнению с договором 1867 года. Поскольку США не признают факт выделения СССР Восточно-Сибирского моря из Чукотского, они могут возобновить дискуссии о статусе архипелага Де Лонга. (Тем более что открытие островка Яя в 2014 году доказало, что в этом регионе могут быть неизвестные острова, о чем также помнят американцы.)
Решение «гренландского вопроса» может подтолкнуть США начать наступление на российские позиции в Арктике. Американцы необязательно попытаются осуществить силовую акцию. (Хотя в свете последних событий исключать такой вариант нельзя.) Однако США могут для начала инициировать дискуссии в ООН о международном статусе Восточно-Сибирского моря и части Северного морского пути.
На стороне США могут выступить их союзники – Швеция и Канада в Арктике, Япония на Дальнем Востоке. Задачей американцев будет вынудить нашу страну признать наличие проблемы и согласиться на переговоры. Поэтому для России важно уже сейчас как можно сильнее укрепить военные позиции в потенциально проблемных точках Северного Ледовитого океана.