Иллюстрация Reuters
США и Китай переходят от стратегического соперничества за мировую гегемонию в экономико-политической и технологической сферах к противоборству в условиях нестабильности всей системы международных отношений. Возвращение в Белый дом команды избранного президента Дональда Трампа на фоне глобального военно-политического кризиса знаменует новый этап борьбы Вашингтона и Пекина за звание единственной модернизационной сверхдержавы эпохи постпостмодернизма.
Экспертное сообщество США, сосредоточенное преимущественно в ведущих аналитических центрах (think tanks) и всевозможных советах при Государственном департаменте, включая Стэнфордский университет, Гарвардскую школу госуправления им. Дж. Кеннеди, Колумбийский университет и другие академические площадки, всерьез обеспокоено возможной эскалацией дипломатического и идеологического конфликта с КНР. В частности, среди возможных сценариев гипотетической кульминации новой холодной войны рассматривается горячая фаза в районе Тайваньского пролива с целью нейтрализации китайского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и защиты союзников на Тайване.
Однако гипотетическое военное столкновение с Народно-освободительной армией Китая в рамках регионального конфликта – далеко не единственная форма противоборства двух гегемонов. Вполне вероятен и сценарий внешнеполитического давления на Пекин для радикального ослабления китайского влияния в АТР и Европе. Так, например, можно представить, что Дональд Трамп продолжит политику Джозефа Байдена в области создания союзнических альянсов вокруг КНР. Объединения, подобные AUKUS (военно-политический блок, созданный Австралией, Великобританией и США), QUAD (стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе) и JAROKUS (пакт о безопасности между Японией, Южной Кореей и Соединенными Штатами), способны серьезно подорвать региональное влияние КНР и снизить зависимость средних держав (middle powers) от китайских инвестиций и дипломатических соглашений.
Нынешнее руководство Белого дома в последние недели своей работы активно старается заручиться поддержкой ближайших союзников в Азии и на Европейском континенте, оставляя Трампу важное геополитическое наследие. Госсекретарь Энтони Блинкен готовится к прощальным визитам в стратегические для Вашингтона страны – Южную Корею, Японию и Францию. Его коллега, советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан, проводит переговоры с руководством Индии, а сам Байден едет в Рим, чтобы встретиться в том числе с папой Римским Франциском.
Очевидно, что США стараются извлечь максимальную выгоду из своего нынешнего положения «лидера свободного мира» и подготовиться к возможному усилению давления со стороны Китая из-за все более вероятной переориентации внимания администрации Трампа с российско-украинского конфликта на проблему «китайского сдерживания». Нет сомнений в том, что Вашингтон считает именно КНР единственным равным для себя соперником, который реально может бросить вызов не только первой экономике мира, но и всей западной цивилизации, имея для этого все необходимые ресурсы и запас прочности.
Новая холодная война, как и в прошлом, потребует от американцев лидерства и сплоченности в отношениях с союзниками, прежде всего по НАТО и Европейскому союзу. Экономика Китая в отличие от экономики Советского Союза не только основывается на социалистическом планировании, но и имеет рыночные элементы, что делает модель «социализма с китайской спецификой» куда более состоятельной, чем советская система.
Впрочем, у Трампа есть опция санкционного давления на высокотехнологичный сектор экономики Китая. Речь идет о технологических гигантах (Huawei, ZTE и др.). Более того, уже введенные ограничения на поставки галлия, германия, стибнита, а также сверхтвердых материалов свидетельствуют о решительности Вашингтона ослабить китайские предприятия, задействованные в производстве полупроводников. Пекин, в свою очередь, также использует санкции для ослабления американской экономики (можно хотя бы вспомнить недавний запрет на экспорт в США ключевых минералов и химических элементов, которые используются в высокотехнологичном финансово-экономическом секторе).
При всей своей агрессивной антикитайской и даже антикоммунистической риторике Трамп не должен допустить перехода холодной войны в третью мировую. Напротив, новой администрации Белого дома важно сделать все возможное, чтобы снизить напряженность не только в американо-китайских отношениях, но и в Европе. Необходимость деэскалации давно назрела и требует от реальных лидеров мировой политики решительности и мужественности.
США, которые декларируют свое лидерство в качестве демократической сверхдержавы, не могут безответственно повышать ставки на глобальном уровне. Противостояние с Китаем, вероятно, завершится установлением биполярной системы международных отношений с двумя полюсами (центрами силы) в Вашингтоне и Пекине. При этом напряженность будет снижаться в силу довольно мощного запаса прочности у самой структуры биполярности.
В Пекине уже выдвигаются инициативы по мирному урегулированию разногласий с Вашингтоном. Партийные функционеры Коммунистической партии Китая хорошо понимают, что конструктивный диалог в рамках сосуществования двух сверхдержав позволит добиться развития и эволюции в лучших условиях, чем во время глобальной войны, которая к тому же с высокой долей вероятности превратится в ядерную катастрофу, где победителей точно не будет. Именно поэтому Пекин не отказывается от «перезагрузки» и ждет встречных шагов от Трампа и его новой команды.
Американо-китайское сотрудничество ради построения общего будущего (эта идея перекликается с проектом Си Цзиньпина «Сообщество единой судьбы человечества») выгодно для каждой из противоборствующих сторон. Рано или поздно страны смогут отказаться от соперничества, руководствуясь здравым смыслом и общими стратегическими интересами на мировой арене.