0
333
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

23.12.2024 16:49:00

Сирийский «котел с неприятностями»

Страна оказалась точкой пересечения интересов многих государств, и это не предвещает ни ей, ни им ничего хорошего

Геннадий Петров

Об авторе: Геннадий Евгеньевич Петров – обозреватель «НГ».

Тэги: сирия, международные отношения, ближний восток, конфликт, война


сирия, международные отношения, ближний восток, конфликт, война На фото встреча министра иностранных дел Турции с Абу Мухаммедом аль-Джулани. Фото Reuters

Новые власти Сирии принимают гостей. Одна за другой в Дамаск устремляются иностранные делегации. Там уже побывали представители Евросоюза, США, Саудовской Аравии – и это только по официальным данным. Сколько за неполные две недели, прошедшие с момента падения режима Башара Асада, было неафишируемых контактов с людьми Абу Мухаммеда аль-Джулани (он же Ахмед Хусейн аль-Шараа – новый руководитель Сирии предпочитает называть себя не боевым псевдонимом, а своим настоящим именем, что уже о многом говорит), остается тайной.

А скоро предстоит и первый визит государственного лидера. В турецкой прессе сообщают, что до окончания 2024 года Сирию посетит Реджеп Тайип Эрдоган. Еще в 2011 году он собирался помолиться в мечети Омейядов в освобожденном от власти партии «Баас» Дамаске. Мечты сбываются – и его, и противников Асада. Они налаживают дипломатические контакты с молниеносной скоростью, которая и не снилась прочим ближневосточным исламистам, захватывавшим власть в той или иной стране.

Запрещенная в РФ организация «Хайят Тахрир аш-Шам» гораздо успешнее подает себя на международной арене, чем, скажем, запрещенный в России «Талибан». И это несмотря на то, что за ней тянется куда более устрашающий шлейф преступлений. Организация аль-Джулани ведет родословную от двух самых кровавых исламистских группировок – «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе запрещены в РФ). На глазах проходящая международная реабилитация «Хайят Тахрир аш-Шам» является веским аргументом для любителей порассуждать о пользе цинизма в политике. Сегодня ты террорист, а завтра – глядишь, и уважаемый партнер по переговорам. Все дело в том, какими ты ресурсами обладаешь и насколько важен и интересен сильным мира сего.

Аль-Джулани сейчас определенно важен и интересен многим. Если он и его правительство не будут поддерживать противостоящие Израилю силы, велика вероятность, что война на Ближнем Востоке скоро завершится. Это запишут себе в актив и Джозеф Байден, и Дональд Трамп. Первый таким образом найдет наконец способ завершить свое не самое удачное, если говорить об американской внешней политике, правление на мажорной ноте. А второй сможет продолжить то, чем он на ближневосточном направлении занимался еще во время своего первого президентского срока: процесс сближения Израиля с арабским миром на основе «Авраамовых соглашений».

Для монархий Персидского залива аль-Джулани – суннитский джихадист из тех, кого неплохо бы приручить, иначе они, как показывает богатый печальный опыт, могут доставить много проблем. Последние годы Саудовская Аравия делала осторожную ставку на Асада в надежде, что он сделает Сирию стабильной и предсказуемой, а не источником угроз, каковым является Йемен и много лет был Ирак. Надежда не оправдалась. Теперь аль-Джулани, как и его свергнутый предшественник, ждет денег из Эр-Рияда на восстановление страны. Возможно, они и придут.

Эрдоган питает надежды не только на возвращение Сирии в лоно турецкого влияния, но и на избавление от 4 млн сирийских беженцев. Для него это один из главных внутриполитических вопросов. Впрочем, для турецкого общества тоже.

Возвращения ближневосточных беженцев (или хотя бы не появления новых) очень хотят в странах Евросоюза. Неслучайно ЕС был первым, кто объявил об отправке своей миссии к новым сирийским властям.

У Кремля же теперь, после того как Асад переместился из Дамаска в Москву, интерес к Сирии скромный. Сохранить бы там базы Тартус и Хмеймим. Без них, говорят, будет трудно поддерживать военное присутствие в Африке.

Есть свои пока не обозначенные явно интересы к новым сирийским властям у Китая, Индии и Ирана (главного проигравшего от смены власти в стране-соседке), не говоря уж об Израиле. И нет пока признаков того, что все заинтересованные стороны смогут договориться и действовать в отношении Сирии как единый ансамбль, не мешая друг другу.

Евросоюз устами своего верховного дипломата Каи Каллас уже объявил, что одним из определяющих факторов в отношениях с новыми сирийскими властями станет то, получится ли у тех убрать из страны российские военные базы. При этом и США, и их европейские союзники сигнализируют, что им предпочтительнее, чтобы в Сирии была демократия – по типу той, что есть в Ливане и Ираке. Это когда власть не находится безраздельно в руках одной этнической или этноконфессиональной группы, а тем, кто на это рассчитывает, предоставлена максимальная степень автономии. Западу традиционно легче взаимодействовать с демократиями, чем с диктатурами. Политика ценностей ему ближе циничной realpolitik.

Эрдогану же, наоборот, очень не хочется, чтобы в Сирии была какая-либо курдская автономия. Это плохой пример для турецких курдов. Да и Сирия, мирно сосуществующая с Израилем, ему не особенно нравится. Вот заменить Иран в качестве главной антиизраильской силы в мусульманском мире Эрдоган, как создается впечатление по его речам, очень даже рад. На этой ниве ему придется выдержать конкуренцию в первую очередь с Тегераном, который через ливанское движение «Хезболла» уже предложил аль-Джулани продолжить противостояние с Израилем. Благо тот на него напрашивается: после свержения Асада израильтяне первым делом заняли сирийскую часть Голанских высот.

И главное: есть еще сами сирийцы. Мир не похож на шахматы или компьютерную игрушку, где могучие внешние игроки двигают людьми как послушными фигурками. 13 лет жестокой войны плюс годы диктатуры не могли не накопить заряд взаимной ненависти, желание свести старые счеты, поквитаться с настоящими или выдуманными врагами. Возможно, аль-Джулани лукавит, когда говорит, что не хочет никому мстить: у редкой тоталитарной диктатуры не было после своего установления «медового месяца» с подданными, когда раздавались обещания, которые потом не будут выполнены. А возможно, и не лукавит. Ситуация может развиваться так, что не оставит ему выбора – идти на конфронтацию или не идти.

Востоковед Евгений Сатановский как-то назвал Ближний Восток «котлом с неприятностями». Слишком много здесь имеется проблем, пересекающихся разнообразных интересов и деструктивных сил. Теперь Сирия – маленький «котел с большими неприятностями» для всех, кто вовлечен в ее дела. И что в нем в итоге сварится, пока в высшей степени непонятно.


Читайте также


Жапаров обвиняет ЕС и США во вмешательстве в дела Киргизии

Жапаров обвиняет ЕС и США во вмешательстве в дела Киргизии

Виктория Панфилова

На Народном курултае президент напомнил о случившихся в стране трех революциях

0
1275
Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Игорь Селезнёв

Оппозиция не получила нужной поддержки от Запада

0
1580
Сирийские боевики отмывают свой имидж

Сирийские боевики отмывают свой имидж

Игорь Субботин

Курс новых властей, контролирующих Дамаск, нашел признание в США

0
1425
Из-за военной помощи США тайваньские депутаты устроили драку в парламенте

Из-за военной помощи США тайваньские депутаты устроили драку в парламенте

Владимир Скосырев

Белый дом одобрил поставку острову вооружений на почти 600 миллионов долларов

0
1147

Другие новости