Осенью в СМИ стали появляться заголовки, привлекающие внимание читателя новостями о том, что экономический рост в Индии замедляется. Действительно, если проанализировать статистику, можно увидеть следующую картину: после стремительного постковидного восстановления индийской экономики в 2022–2023 годах, в течение 2024-го рост ВПП Индии замедлился и в третьем квартале составил 5,4%. Хотя этот показатель все еще выше среднемировых значений, возникают опасения, что Индия может потерять титул самой быстрорастущей экономики в мире. Почему происходит замедление индийской экономики и повлияет ли оно на отношения с Россией?
При правительстве Нарендры Моди за последние 10 лет Индия претерпела различные изменения. Все это время страна двигается под лозунгом «Sabka saath – sabka vikas – sabka vishvas» (вместе со всеми – развитие всех – вера во всех). Однако, несмотря на достаточно оптимистичные заявления индийского правительства о всестороннем и инклюзивном развитии, сохраняется ряд внутренних структурных проблем, без решения которых сложно говорить о дальнейшем экономическом росте.
В первую очередь Индии Мешают социальные проблемы. Страна занимает 1-е место в мире по численности населения (1,45 млрд человек), медианный возраст составляет 28,2 лет (для сравнения: в Китае – 39 лет). Правительство обещает и дальше уделять особое внимание развитию социальной сферы, отдельно концентрируясь на проблемах фермеров, молодежи, женщин и бедных слоев населения. С одной стороны, демографический дивиденд (потенциал экономического роста, когда доля трудоспособного населения в государстве превышает долю иждивенцев) выглядит как основа для дальнейшего экономического роста. Однако с другой стороны, индийская экономика не успевает создавать рабочие места и расти так же быстро, как ее население. Коэффициент участия в рабочей силе (он демонстрирует процентную долю людей трудоспособного возраста, которые трудоустроены или активно ищут работу) составляет около 50,8% (средний показатель по миру – 64%), а вовлеченность женщин в экономическую деятельность в 2024 году остается на уровне 25% (среднемировой показатель – 47%). Сохраняется высокий уровень безработицы, в особенности среди населения в возрасте 20–24 лет (более 42%). Официальный уровень безработицы в 2024 году составляет около 6,6%, однако реальные значения могут оказаться гораздо выше из-за высокой доли неформального сектора в экономике.
Помимо этого, в стране сохраняется невысокий уровень производительности труда (по разным оценкам – 1/3 от китайского уровня), что связано с качеством работы сфер здравоохранения и образования, а также отчасти с менталитетом. Это влияет на приток зарубежных инвестиций и готовность иностранных компаний переносить производство в Индию. Поэтому цель индийского правительства превратить страну в новую «мировую фабрику» пока остается невыполнимой. Невозможность реализовать эту задачу связана и со второй структурной проблемой Индии – низким уровнем развития инфраструктуры.
Согласно индийскому бюджету на 2024–2025 финансовые годы, государство продолжает уделять огромное внимание инфраструктурному развитию. В крупных городских агломерациях активно строится доступное жилье для среднего класса, чтобы сократить число проживающих в трущобах или арендованных домах. Развивается железнодорожное сообщение, например в крупных городах строят метро, чтобы разгрузить автомагистрали. Тем не менее сохраняется дисгармония в развитии как штатов, так и городских и сельских регионов, а непосредственно индийских инвестиций недостаточно для дальнейшей модернизации страны. Для сокращения логистических издержек Индия остро нуждается в реконструкции старых и строительстве новых речных и морских портов, аэропортов, дорог и т.д.
Отметим, что нынешнее замедление вряд ли негативно скажется на развитии двусторонних экономических отношений между РФ и Индией. Если до 2022 года ежегодный товарооборот между нашими странами не превышал 12–15 млрд долл., то после начала РФ специальной военной операции, введения западных санкций и переориентации российских компаний на восточные рынки ситуация кардинально изменилась. Объем торговли между РФ и Индией по итогам 2023–2024 финансовых годов составил 65 млрд долл., увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2022–2023 финансовыми годами. Эти показатели не учитывают индийский экспорт в Россию и российский в Индию, проходящий через третьи страны. Сейчас Индия выполняет роль посредника между РФ и западными странами (перепродажа нефти и нефтепродуктов, а также технологий). При условии, что санкции останутся неизменными на длительный срок и не усилятся, товарооборот будет увеличиваться и, вполне вероятно, к 2030 году достигнет 100 млрд долл. При этом торговый дефицит со стороны Индии может начать постепенно снижаться за счет экспорта как западных, так и индийских товаров.
Поскольку РФ и Индия заинтересованы в диверсификации двусторонних экономических отношений, существующие структурные проблемы Индии можно решить путем привлечения российского капитала в инфраструктурные проекты. Помимо этого, совместные образовательные проекты и инициативы позволят повысить качество кадров и частично решить проблему огромных конкурсов на места при поступлении в вузы. Однако в условиях нынешних санкционных ограничений, а также внутренних особенностей индийского рынка реализация задуманного может растянуться на долгие годы.