Фото Reuters
Исполнилось 35 лет со дня встречи на Мальте советского лидера Михаила Горбачева и президента США Джорджа Буша-старшего, на которой стороны договорились, пусть и без подписания официальных документов, прекратить холодную войну.
«Я заверил президента Соединенных Штатов, что никогда не начну войну против США». Эти слова, сказанные Горбачевым своему американскому визави, как нельзя более точно отражают атмосферу последнего внешнеполитического саммита СССР–США.
На Мальте, острове древних крепостей, не было подписано никаких внешнеполитических документов. Лидеры собрались лишь сверить часы, как будет строиться будущее, которое менялось прямо на глазах. За месяц до встречи пала Берлинская стена, просоветские режимы в Восточной Европе менялись или реформировались, а режим румынского лидера Николае Чаушеску доживал последние недели.
Всего два года оставалось жить и СССР: Горбачева преследовали «домашние проблемы» с радикализацией борьбы внутри республик. Но на Мальте Горбачев еще был другим – лидером великой ядерной державы, которую по-прежнему воспринимали на равных. Возможно, именно поэтому оба переговорщика прибыли на встречу на военных кораблях: Горбачев на ракетном крейсере «Слава», впоследствии «Москва», Буш – на крейсере Belknap.
Многие эксперты и тогда, и сейчас напоминают, что саммит на Мальте расценивался как промежуточный – прелюдия к полноценной встрече Горбачева и Буша, которая была намечена на 1990 год. Однако промежуточная встреча была нужна, чтобы заполнить паузу.
«Прошел почти год с инаугурации Буша. Его предшественник и «наставник» Рейган во время своего второго президентства встречался с Горбачевым четыре раза. Буш, вступив в должность, сделал длительную паузу – для анализа и выработки позиции. Это вызвало недовольство не только в Москве. Американская пресса начала жестко критиковать новую администрацию, подозревая в намерении прервать тенденцию к улучшению отношений с СССР. Сам Рейган, положивший начало этой тенденции, публично выразил недовольство паузой», – писал в своих мемуарах советник Горбачева Анатолий Черняев.
Несмотря на отсутствие официально принятых документов, главным стали заявления, сделанные во время пресс-конференции. Именно это позволило мировой прессе утверждать, что Мальтийский саммит стал окончанием холодной войны. Но это совсем не означало, что стороны перестают быть соперниками. Это было лишь констатацией того факта, что США и СССР будут соревноваться друг с другом без сумасшедшей ядерной гонки.
«Ничто из этого не означает, что в мгновение ока все американские джи-ай (солдаты США. – А.Б.) и оборудование исчезнут. Но сотни тысяч и миллиарды тонн уйдут домой. Ничто из этого не означает, что Варшавский договор прекратит существование. Но презираемые армии в Венгрии, Чехословакии и Восточной Германии постепенно вернутся в казармы, а затем и к гражданской жизни. Это будет время опасностей и стресса: это очевидно для всех, кто помнит кровавые пустяки националистического брожения, пронизывающего старую, опустошенную Европу», – писала британская The Guardian.
Спустя некоторое время Варшавский договор прекратит свое существование. Исчезли и другие реалии – ушли из жизни творцы американской и советской политики тех лет. Однако слова Горбачева, сказанные им Бушу во время беседы тет-а-тет, кажутся вполне актуальными и сегодня. После того как Буш стал защищать действия США в третьих странах по поддержанию проамериканских режимов, Горбачев довольно едко сказал, что «некоторые в Советском Союзе считают, что «доктрина Брежнева» была заменена на «доктрину Буша».
При этом в отличие от более радикального Рональда Рейгана умеренный консерватор Буш воспринимал Горбачева как союзного президента, поддерживая идею последнего о конфедерации республик. Именно Буш, пусть и поздно, обратился к украинским депутатам с призывом «удержаться от суицидального национализма».
Через много лет американский историк холодной войны профессор Гарварда Майкл Крамер рассказывал мне, что в той речи многое оказалось абсолютно правильным. «В этой речи есть разъяснение, почему США не выступают за дезинтеграцию СССР, понимая, что это опасно», – сказал он.
Перед Мальтой Горбачевым был совершен первый за многие годы визит советского лидера в Пекин, что заложило основы нынешних отношений с Китаем. За два года до Мальты был принят договор РСМД, который долгие годы хранил мир в Европе. Пока советники обоих президентов готовили встречу на Мальте, из Афганистана выходили советские войска. Глядя на фотографии тех лет c парнями, гордо сидящими на броне, невольно вспоминаешь и других парней, которые, бросив вооружение и технику, спешно эвакуировались из Кабула в августе 2021 года.
По иронии судьбы в 1992 году сменившему Горбачеву президенту Борису Ельцину пришлось опять заканчивать уже законченную за три года до него холодную войну. Да, был подписан официальный документ, который в принципе констатировал уже свершившийся факт. Но Ельцину была нужна «окончательная бумажка», и он ее получил.
Что же касается Джорджа Буша-старшего, то его политическая судьба отчасти оказалась похожа на судьбу Горбачева. Победитель Саддама Хусейна в 1990-м единственной военной акцией США, поддержанной всеми, он проиграл выборы демократу Биллу Клинтону. Проиграл по той же самой причине, что и Горбачев «проиграл» СССР, – из-за проблем в экономике.
Его сын, который стал далеко упавшим от него яблоком, начал разрушительную войну в Ираке. Буш-младший – один из тех, кто привел мир к сегодняшнему тяжелому состоянию.
Однако спустя 35 лет после Мальтийского саммита можно сказать, что из него можно извлечь уроки. «Новое мышление» еще может понадобиться обеим державам для создания новой архитектуры безопасности в Европе. Кому-то все равно придется провозглашать окончание новой холодной войны, пусть это будет и нескоро.