Фото Reuters
Принудительное прекращение деятельности в Берлине корреспондентов российского Первого канала поначалу не вызвало никакой реакции в немецких СМИ. Хотя речь шла о коллегах по журналистскому цеху и, более того, членах Немецкого союза журналистов (в Германии, напомним, все аккредитованные журналисты из других стран становятся членами местного союза журналистов, который, в отличие от российского, является скорее профсоюзным, чем творческим объединением, и должен заботиться о правах своих членов).
И лишь принятый российскими властями ответный шаг по лишению аккредитации двух журналистов Первого канала немецкого телевидения ARD (что равносильно высылке) возымел действие. 28 ноября ряд немецких СМИ опубликовал статьи по этому поводу. В сообщении ARD утверждается, что немецкие журналисты высланы в ответ на закрытие бюро российского Первого канала, и как утверждают немецкие официальные лица, бюро никто не закрывал. Но логика такова, что если в бюро некому работать, то фактически речь и идет о его закрытии. Глава немецкого МИД Анналена Бербок, говорится в сообщении, назвала известие о закрытии бюро ложью и утверждала, что российские журналисты могут работать в Германии.
В сообщении также приводится утверждение берлинской Службы по делам иностранцев, что, мол, пять сотрудников российских массмедиа не имеют разрешений на работу в Германии. Это заявление можно трактовать как основание для дальнейших высылок российских журналистов.
Германский МИД, если судить по заявлению Анналены Бербок, сделал вид, что не понял действий российских властей, лишивших аккредитации журналистов телеканала ARD. Для немецких журналистов в РФ, как и для российских в Германии, именно аккредитация является основанием для пребывания в стране, которое регулируется видом на жительство. Непонимание немецким МИД действий российских коллег дошло до того, что посол РФ Сергей Нечаев был вызван во внешнеполитическое ведомство для дачи разъяснений. При этом немецкий МИД к журналистам отношения не имеет.
Как журналист, аккредитованный длительное время от различных – сначала советских, а потом российских изданий в ФРГ, могу объяснить сложившуюся ситуацию различной процедурой аккредитации представителей СМИ в Германии и России. В Германии пребывание журналиста на ее территории регулируется двумя ведомствами. Во-первых, это Федеральное ведомство по печати и информации. Иностранные журналисты получают аккредитацию при правительстве Германии именно в этом ведомстве. Обязательным документом является письмо от редакции, подтверждающее необходимость работы журналиста в ФРГ.
Для нахождения на территории страны аккредитации недостаточно – требуется вид на жительство или разрешение на пребывание в стране. Это разрешение выдает на основании запроса ведомства по печати другое учреждение – Федеральное ведомство по делам иностранцев, которое находится в подчинении МВД. Могу подтвердить, что все годы (а я работал в Германии с 1976 года) получение вида на жительство являлось чисто формальным актом при наличии аккредитации. Оно выдавалось на год и даже больший период мелким чиновником ведомства по делам иностранцев.
Однако с началом СВО ситуация изменилась, и получение вида на жительство из автоматической процедуры превратилось в собеседование с чиновником МВД, который мог единолично решать такой вопрос независимо от наличия аккредитации. Чиновника стали интересовать детали. Например, при предоставлении «прописки» чиновник мог попросить договор о найме помещения. Как-то мой переезд из Берлина в Торгау (земля Саксония) вызвал чуть ли не панику в ведомстве по делам иностранцев, поскольку меня просто потеряли из виду. Пришлось доказывать чиновникам, что я действительно все это время находился в Германии.
Российским журналистам Федеральное ведомство по делам иностранцев, судя по всему, не продлило вида на жительство, что оказалось равносильно высылке. Поэтому такая же мера была принята и в отношении немецких журналистов.
Выдвинутое берлинским ведомством требование получения разрешения на работу в Германии является своего рода нововведением, поскольку журналисты уже при получении национальной визы в посольстве ФРГ в Москве заполняли всевозможные анкеты на этот счет и предоставляли соответствующие документы. Да и аккредитация сама по себе уже предполагает, что журналисту дается разрешение на работу в Германии. К тому же работает он на российского работодателя, который и оплачивает расходы сотрудников. На этот счет от российского работодателя немецкие власти периодически требуют соответствующего подтверждения и даже обозначения сумм, направляемых на поддержание работы корпунктов.
Под этим углом зрения требование наличия особого разрешения на работу в Германии звучит по меньшей мере странно. Можно допустить, что немецкий МВД без согласования с ведомством по печати ввел свои особые дополнительные требования в отношении аккредитованных иностранных журналистов или это просто личная инициатива ретивых чиновников.
В этом вопросе необходимо тщательно разобраться. Иначе не исключено, что всем российским журналистам в Германии придется покинуть страну, и соответственно в качестве ответной меры всем немецким журналистам нужно будет покинуть Россию.