0
7347
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

24.11.2024 18:13:00

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

Тэги: центральная азия, исламисты, антикитайский джихад, терроризм, афганистан, бадахшан, таджикистан


Боевики из Афганистана совершили первое нападение на граждан Китая на территории Таджикистана. Ранее угрозы в адрес граждан КНР и китайских организаций поступали от афганского филиала «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в РФ). Нападение на китайских инженеров и рабочих разрушает миф об Афганистане, якобы безопасном для своих соседей, который три последних года создавал «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ).

Инцидент произошел в ночь на 18 ноября с.г. в граничащей с Афганистаном Хатлонской области Таджикистана. Здесь в ущелье Зарбуз в районе Шамсиддини Шохин китайские и таджикские специалисты ведут добычу золота. На офис частной китайской золотодобывающей кампании и совершили нападение вооруженные боевики, проникшие с территории северной афганской провинции Бадахшан. По официальным данным, один гражданин КНР был убит, еще четверо получили ранения различной степени тяжести. По неофициальным данным, потери китайской стороны гораздо более значительные.

Каким образом вооруженные боевики смогли сначала проникнуть из Афганистана в Таджикистан, а затем беспрепятственно вернуться в афганский Бадахшан, представители Душанбе не комментируют. Очевидно, что инцидент 18 ноября выявил, мягко говоря, очень серьезные недостатки в охране государственной границы с Афганистаном. Это обстоятельство также заставляет весьма критично относиться к заявлениям госведомств Таджикистана, пытающихся теперь выдать акцию, в результате которой были убиты и ранены китайские граждане, за заурядный и сугубо криминальный инцидент. Душанбе, похоже, хотел бы максимально нейтрализовать политический резонанс вокруг нападения в ущелье Зарбуз, чтобы не пугать как китайских партнеров, так и собственных граждан.

По имеющейся у наших источников информации, атака на китайских граждан 18 ноября была совершена группой уйгурских боевиков, дислоцирующихся на территории афганского Бадахшана, и подконтрольных полевому командиру маулави Самаду. Примечательно, что находящиеся в Бадахшане уйгурские «моджахеды» одновременно поддерживают тесные отношения с запрещенными в РФ террористическими организациями «Аль-Каида» и «Исламское государство» («Вилаят Хорасан») и «Джамаат Ансарулла». Последнюю также называют «таджикским «Талибаном» – его основу составляют джихадисты из числа граждан Таджикистана, нашедшие приют и поддержку в Афганистане.

До недавнего времени тысячам уйгуров, находящихся в Афганистане вместе с семьями, по требованию Пекина талибы запрещали жить в северных афганских провинциях. Однако с конца лета с.г. начался процесс постепенной концентрации уйгурских «моджахедов», а также других иностранных боевиков в Бадахшане и некоторых других северных районах Афганистана. Передвижение и концентрация джихадистов были замечены спецслужбами Таджикистана, Китая и других стран региона. Кабул это никак не комментирует, лишь периодически публично заверяя своих соседей, что находящаяся под контролем «Талибана» территория Афганистана якобы ни для кого не представляет угрозы. Атака в Хатлонской области 18 ноября показала, что это не так.

До сих пор китайские представители опасались некоторых районов Пакистана, прежде всего провинций Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан, где весной и осенью 2024 года были совершены нападения на граждан КНР, повлекшие человеческие жертвы. Ответственность за эти акции брали на себя не только джихадисты, но и сепаратисты из «Армии освобождения Белуджистана» (АОБ). Многие из них используют территорию Афганистана в качестве своей тыловой базы. В самом Афганистане в 2022 году уйгурские боевики ИГ также совершали нападения на граждан Китая.

В прошлом году представители афганского филиала ИГ – «Вилаята Хорасан» – публично анонсировали свои намерения атаковать граждан, учреждения и объекты инфраструктуры КНР в Центральной Азии. По словам «халифатчиков», эти нападения должны были стать местью Пекину за его «репрессивную политику» в отношении уйгуров, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР. Заслуживающие внимания источники в Северном Афганистане сообщают, что эти угрозы – не пустые слова и что джихадисты, как уйгурские, так и таджикские, афганские, пакистанские и др., настроены воплотить свои террористические обещания и планы в жизнь. И, похоже, Таджикистан рассматривается как наиболее удобная площадка для «антикитайского джихада» в Центрально-Азиатском регионе.

Любопытное совпадение. Через несколько дней после атаки на китайских граждан в ущелье Зарбуз стало известно, что таджикские боевики в афганском Бадахшане избрали первого руководителя («амира») военными операциями «джихада» в приграничной афгано-таджикской полосе и на территории самого Таджикистана. Им стал Мехди Арсалан, глава военного крыла «Джамаата Ансарулла». Вполне возможно, что атака 18 ноября стала презентационной операцией нового руководителя «джихада» на территории Таджикистана. Источники сообщают, что сейчас к «Джамаату Ансарулла» и Мехди Арсалану присоединяются в «довольно большом количестве» иностранные джихадисты из Сирии, Ирака, Пакистана и самого Афганистана.

Власти талибского Афганистана не могут или не хотят помешать созданию новой террористической инфраструктуры, ориентированной на перенос «джихада» в Таджикистан, а в дальнейшем, возможно, и в другие республики Центральной Азии. Атаки боевиков на граждан Китая пока носят, судя по всему, пропагандистский, мобилизующий характер: как на Ближнем Востоке джихадисты пытаются привлекать на свою сторону новых боевиков под лозунгами «защиты народа Палестины», так и в Афганистане ту же задачу пытаются решить под лозунгами «защиты уйгурского народа». Но от этого китайским партнерам будет не легче. n



Читайте также


Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Убийство афганского министра по делам миграции – удар по позиции Китая

Андрей Серенко

Ослабление влияния Пекина на Кабул выгодно уйгурским джихадистам и Соединенным Штатам

0
1549
3. Теракт в «Крокусе» превратился в повод для ужесточения миграционной политики

3. Теракт в «Крокусе» превратился в повод для ужесточения миграционной политики

Трагедия усилила общественный запрос на ограничения в отношении приезжих

0
1294
2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

Исламисты захватывали заложников и нападали на церкви и синагоги

0
1779
5. Петрийчук* и Беркович* получили почти по 6 лет лишения свободы

5. Петрийчук* и Беркович* получили почти по 6 лет лишения свободы

Драматурга и режиссера осудили за спектакль о женах террористов

0
1389

Другие новости