Фото Reuters
Новоизбранный президент США еще не приступил к исполнению своих обязанностей, а во многих странах уже надеются на то, что Дональд Трамп непременно окажет им помощь. Кому экономическую, кому военную, а кому – и политическую в плане смены власти и устранения «недемократичных», по американским меркам, режимов. Одной из таких стран, где уповают на смену власти при американской поддержке, является Венесуэла, которая остается одним из немногих союзников России в Западном полушарии.
В конце июля в Венесуэле состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Николас Мадуро. Правда, представители оппозиции не просто оспорили этот результат, но и заявили о реальной победе своего кандидата – 75-летнего Эдмундо Гонсалеса. Поскольку оппозиция предоставила данные с 80% избирательных участков, на которых выиграл ее кандидат, то победу Мадуро она не признала и потребовала отстранения его от власти.
При этом венесуэльские силовые структуры остались лояльными существующей власти, Мадуро назвал всех недовольных своей победой «террористами», а наиболее возмутившихся ею отправил за решетку. Всего более 2 тыс. человек было арестовано, а лидер оппозиции Гонсалес был отпущен в изгнание в Испанию, где сейчас пытается объединить недовольных режимом Мадуро в странах Европы и Латинской Америки.
Стоит отметить, что довольно значительное число стран не признали победу Мадуро. Не только государства ЕС и США, но и целый ряд государств Латинской Америки, некогда поддерживавших венесуэльского президента, на этот раз его раскритиковали за отказ предоставить бюллетени с избирательных участков. С Венесуэлой по этой причине серьезно поругались три ведущие страны континента – Мексика, Бразилия и Колумбия, ранее сохранявшие с Мадуро тесные связи.
Дошло до того, что именно Бразилия заблокировала принятие в ряды БРИКС Венесуэлы (как и Никарагуа – еще один союзник РФ в Западном полушарии). А ведущие европейские страны и вовсе не только не признают Мадуро президентом Венесуэлы, а считают таковым Гонсалеса.
Однако события вокруг Венесуэлы могут принять новый оборот после победы Трампа, и вот почему. Мадуро сразу же обратился к 47-му президенту США с предложением нормализовать отношения, а в качестве жеста доброй воли решил выпустить около 200 арестованных за якобы террористическую деятельность сторонников оппозиции. Памятуя о том, что именно Трамп в свой первый срок пребывания у власти ввел наиболее жесткие экономические санкции против Венесуэлы, ее руководство пытается заранее навести мосты взаимопонимания с Вашингтоном, которые бы обеспечили Каракасу смягчение санкций как минимум, а как максимум – восстановление нормальных межгосударственных отношений.
Между тем лидер сил оппозиции Венесуэлы Мария Корина Мачадо, которая в случае участия в президентских выборах могла бы их выиграть с большим отрывом, властями до них допущена не была. Именно тогда кандидатом от оппозиции был зарегистрирован Гонсалес, но всю работу по объединению оппозиционно настроенных к властям граждан страны возглавила именно она. Теперь же ей приходится скрываться от преследований на территории Венесуэлы и общаться со своими сторонниками исключительно виртуально.
Если еще летом на антиправительственные митинги, которые она собирала, приходили десятки тысяч человек, то сейчас она вынуждена надеяться на помощь в смене режима в Каракасе на новую администрацию Белого дома. «Вы, президент Трамп, можете одержать свою первую внешнеполитическую победу, если смените власть в Венесуэле и отстраните от нее Мадуро», – просит она у будущего американского президента. Особые надежды венесуэльская оппозиция возлагает на помощь ключевых фигур во внешней политике США – госсекретаря и помощника президента по национальной безопасности.
Будущий госсекретарь Марко Рубио знает Мачадо более 10 лет, и именно он был во время первой администрации Трампа главным критиком венесуэльских властей и сторонником введения против них жестких экономических санкций. Помощник по нацбезопасности Майкл Уолтц уже дал понять, что нынешние венесуэльские власти «не переживут срок новой администрации в Вашингтоне».
Помимо этого, Мачадо просит у новой администрации в Вашингтоне и ее союзников в Европе выдвинуть против Мадуро обвинения в преступлениях против венесуэльского народа. Она лично обратилась к Рубио и Волтцу, чтобы они убедили Трампа сделать все возможное для скорейшей смены режима в Каракасе. Замечу, что Мачадо вот уже 20 лет борется с нынешней властью в Венесуэле, трое ее детей живут за границей, и она не уверена, сможет ли их в ближайшем будущем увидеть.
В связи с этим стоит обратить внимание на то, что просьба венесуэльской оппозиции к новой администрации США напрямую вмешаться в процесс смены режима в Венесуэле касается, пожалуй, наиболее выгодного для России союзника в Латинской Америке. Даже несмотря на то что Венесуэлу не удалось сделать новым членом БРИКС (хотя Россия к этому прилагала немалые усилия), именно Мадуро поддерживает ключевые российские внешнеполитические инициативы и полностью разделяет позицию Москвы по Украине.
Возможная смена власти в Каракасе на проамериканскую еще больше ослабит влияние РФ на континенте и не даст шансов российским компаниям участвовать в различных проектах по освоению недр Венесуэлы, о которых заявлял Мадуро во время саммита БРИКС в Казани. Также важно, что подобные призывы венесуэльской оппозиции к новому руководству США не позволят ему налаживать какой-либо взаимоприемлемый диалог с Мадуро и его ближайшим окружением в обозримой перспективе.