Кадр из фильма «Чебурашка» (реж. Дмитрий Дьяченко, 2022)
В последние несколько лет доля семейного и детского кино в российском прокате заметно увеличилась. Это направление, обозначенное Минкультом как «Десятилетие детства. Семья, дети, их защита и поддержка», наряду с популяризацией традиционных семейных ценностей и мотивацией молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей, вошло в число приоритетных для финансовой поддержки кинопроизводства в текущем году. Кроме этого, в 2023 году президент подписал указ о возможности полного государственного финансирования производства и проката художественных фильмов для детей.
Причин несколько, как находящихся на поверхности, так и, возможно, не столь очевидных, вытекающих из прочих факторов. Нестабильная политическая и социальная обстановка последних четырех лет – от пандемии до спецоперации – повышает уровень тревожности населения, что естественным образом заставляет государство использовать все доступные способы отвлечения.
Эскапизм, особенно в сфере столь популярного искусства, как кино, – маркер и спутник тяжелых времен. Примером может являться не только кинематограф современной России, но и Голливуд периода Великой депрессии. В каком-то смысле американский кинематограф конца 1920-х – начала 1930-х переживал «золотую эпоху»: звуковое кино пришло на смену немому, технологии развивались, звезды множились, бюджеты росли. Самыми популярными жанрами стали комедии и мюзиклы, истории про то, что «богатые тоже плачут», которые веселили и успокаивали простой народ.
Интересной деталью можно считать и своего рода самоцензуру – киностудии не только делали ставку на вездесущие хеппи-энды, но упреждали вмешательство государства в свою деятельность, приняв так называемый Кодекс Хейса. Этот документ запрещал восхваление всяческой незаконной деятельности и делал акцент на поддержание моральных ценностей и уважительного отношения к государственным и церковным символам.
Впрочем, важным было и то, что у кино в США периода Великой депрессии в целом не было конкурентов – кинотеатры принадлежали студиям, а те, в свою очередь, привлекали лучших актеров и сценаристов и контролировали цены на билеты, которые были дешевыми в сравнении с ценами на театральные постановки. Индустрия в современной России, конечно, устроена иначе, цены на билеты нельзя назвать гуманными, однако семейное кино выгодно и государству, и производителям, и прокатчиками, и кинотеатрам – и зрителям. Первые закрывают необходимую повестку, продюсеры и авторы работают на безопасной территории, где не придется лавировать между возрастными маркировками, что позволяет больший охват, прокатчики и кинотеатры, в свою очередь, получают широкую аудиторию – на фильмы ходят семьями, а зритель имеет возможность погрузиться в фантазийный, сказочный мир, максимально не похожий на окружающую реальность.
Казалось бы, все в выигрыше, однако, если взглянуть на то, какие именно фильмы выходят сегодня в категории детского и семейного кино, очевидным становится некий кризис идей. Даже в столь безопасной с тематической точки зрения сфере авторы сегодня все чаще обращаются к прошлому, переосмысляя уже существующие сюжеты, сказки, фильмы.
Вышедший в 2022 году и побивший все кассовые рекорды «Чебурашка», чей успех был и остается заслуженным и как нельзя лучше характеризующим озвученный тренд на семейное кино, запустил конвейер уже не столь успешных сказочных экранизаций и ремейков, среди которых «Конек-Горбунок», «Огниво», «По щучьему велению», «Сто лет тому вперед», «Возвращение попугая Кеши». На этом фоне выделяется своей оригинальностью франшиза «Последний богатырь», в этом году ставшая еще и сериалом, а также фильмы и сериал про Манюню – героиню книг Наринэ Абгарян, или же победивший в конкурсе фестиваля «Пилот» в 2024 году детский детектив «Любопытная Варвара».
Бюджеты увеличиваются, технологии не стоят на месте, известные актеры охотно соглашаются играть и озвучивать сказочных персонажей, которые заменяют марвеловских супергероев и мультфильмы Pixar и на больших экранах, и на онлайн-платформах (которые тоже активно вкладываются в производство в том числе семейного кино и сериалов).
Однако, как и в случае с Голливудом времен Великой депрессии, «золотой век» детского кино и сказочных хеппи-эндов в России знаменуется неизбежной если не цензурой, то самоцензурой, которая сокращает в целом свойственную фантастическим фильмам метафоричность, иносказательность, аллюзии и отсылки к современности. Отсюда – проверенные временем истории, обретающие новую жизнь, и совсем уж безопасные оригинальные сюжеты и экранизации, которые учат тому, что все было, есть и будет хорошо.