0
425
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

18.11.2024 17:46:00

Российское кино отдают детям

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Ивановна Григорьева – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: киноиндустрия, кризис идей, минкульт, десятилетие детства, семейное кино, детское кино, традиционные ценности


киноиндустрия, кризис идей, минкульт, десятилетие детства, семейное кино, детское кино, традиционные ценности Кадр из фильма «Чебурашка» (реж. Дмитрий Дьяченко, 2022)

В последние несколько лет доля семейного и детского кино в российском прокате заметно увеличилась. Это направление, обозначенное Минкультом как «Десятилетие детства. Семья, дети, их защита и поддержка», наряду с популяризацией традиционных семейных ценностей и мотивацией молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей, вошло в число приоритетных для финансовой поддержки кинопроизводства в текущем году. Кроме этого, в 2023 году президент подписал указ о возможности полного государственного финансирования производства и проката художественных фильмов для детей.

Причин несколько, как находящихся на поверхности, так и, возможно, не столь очевидных, вытекающих из прочих факторов. Нестабильная политическая и социальная обстановка последних четырех лет – от пандемии до спецоперации – повышает уровень тревожности населения, что естественным образом заставляет государство использовать все доступные способы отвлечения.

Эскапизм, особенно в сфере столь популярного искусства, как кино, – маркер и спутник тяжелых времен. Примером может являться не только кинематограф современной России, но и Голливуд периода Великой депрессии. В каком-то смысле американский кинематограф конца 1920-х – начала 1930-х переживал «золотую эпоху»: звуковое кино пришло на смену немому, технологии развивались, звезды множились, бюджеты росли. Самыми популярными жанрами стали комедии и мюзиклы, истории про то, что «богатые тоже плачут», которые веселили и успокаивали простой народ.

Интересной деталью можно считать и своего рода самоцензуру – киностудии не только делали ставку на вездесущие хеппи-энды, но упреждали вмешательство государства в свою деятельность, приняв так называемый Кодекс Хейса. Этот документ запрещал восхваление всяческой незаконной деятельности и делал акцент на поддержание моральных ценностей и уважительного отношения к государственным и церковным символам.

Впрочем, важным было и то, что у кино в США периода Великой депрессии в целом не было конкурентов – кинотеатры принадлежали студиям, а те, в свою очередь, привлекали лучших актеров и сценаристов и контролировали цены на билеты, которые были дешевыми в сравнении с ценами на театральные постановки. Индустрия в современной России, конечно, устроена иначе, цены на билеты нельзя назвать гуманными, однако семейное кино выгодно и государству, и производителям, и прокатчиками, и кинотеатрам – и зрителям. Первые закрывают необходимую повестку, продюсеры и авторы работают на безопасной территории, где не придется лавировать между возрастными маркировками, что позволяет больший охват, прокатчики и кинотеатры, в свою очередь, получают широкую аудиторию – на фильмы ходят семьями, а зритель имеет возможность погрузиться в фантазийный, сказочный мир, максимально не похожий на окружающую реальность.

Казалось бы, все в выигрыше, однако, если взглянуть на то, какие именно фильмы выходят сегодня в категории детского и семейного кино, очевидным становится некий кризис идей. Даже в столь безопасной с тематической точки зрения сфере авторы сегодня все чаще обращаются к прошлому, переосмысляя уже существующие сюжеты, сказки, фильмы.

Вышедший в 2022 году и побивший все кассовые рекорды «Чебурашка», чей успех был и остается заслуженным и как нельзя лучше характеризующим озвученный тренд на семейное кино, запустил конвейер уже не столь успешных сказочных экранизаций и ремейков, среди которых «Конек-Горбунок», «Огниво», «По щучьему велению», «Сто лет тому вперед», «Возвращение попугая Кеши». На этом фоне выделяется своей оригинальностью франшиза «Последний богатырь», в этом году ставшая еще и сериалом, а также фильмы и сериал про Манюню – героиню книг Наринэ Абгарян, или же победивший в конкурсе фестиваля «Пилот» в 2024 году детский детектив «Любопытная Варвара».

Бюджеты увеличиваются, технологии не стоят на месте, известные актеры охотно соглашаются играть и озвучивать сказочных персонажей, которые заменяют марвеловских супергероев и мультфильмы Pixar и на больших экранах, и на онлайн-платформах (которые тоже активно вкладываются в производство в том числе семейного кино и сериалов).

Однако, как и в случае с Голливудом времен Великой депрессии, «золотой век» детского кино и сказочных хеппи-эндов в России знаменуется неизбежной если не цензурой, то самоцензурой, которая сокращает в целом свойственную фантастическим фильмам метафоричность, иносказательность, аллюзии и отсылки к современности. Отсюда – проверенные временем истории, обретающие новую жизнь, и совсем уж безопасные оригинальные сюжеты и экранизации, которые учат тому, что все было, есть и будет хорошо. 


Читайте также


Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
1797
Молодая страна с тысячелетней историей

Молодая страна с тысячелетней историей

Евгений Попов

Как дать студентам целостную картину знаний о российской государственности

0
5921
Рунное затмение

Рунное затмение

Георгий Тихонов

О таинственных явлениях в духовной сфере

0
11454
Почему к традиционным установкам трудно вернуться

Почему к традиционным установкам трудно вернуться

Российское общество давно живет по правилам современной городской цивилизации

0
6789

Другие новости