Фото Reuters
Третий раз за последние несколько недель Кубу постигло масштабное стихийное бедствие, и она вновь осталась без электричества. Серия мощных землетрясений у восточного побережья острова 10 ноября привела к оползням и выходу из строя трансформаторов и линий электропередач.
На минувшей неделе ущерб национальной энергетической системе нанес ураган «Рафаэль», который прошелся по Острову свободы со скоростью 180 км/ч. Острая нехватка энергоносителей и весьма изношенная энергосистема страны делают ее крайне чувствительной для такого рода явлений.
Ранее Куба уже пережила коллапс, начавшийся с выходом из строя крупнейшей электростанции им. Антонио Гитераса, что близ города Матансас. Это вызвало цепную реакцию сбоев по всей стране. Катастрофе способствовала ощутимая нехватка топлива, в том числе для семи плавучих электростанций корабельного базирования, которые Куба арендовала у турецких поставщиков, чтобы восполнить свою изношенную энергетическую инфраструктуру.
Кубинские власти по сей день продолжают предпринимать усилия с целью восстановить систему электроснабжения. Им удалось частично ее реанимировать, но многие районы страны все еще испытывают проблемы с электричеством. Ситуацию тогда усугубил ураган «Оскар», удары которого пришлись в момент острого энергетического кризиса. Большое количество кубинцев либо продолжают оставаться совсем без света, либо получают электричество всего несколько часов в день. Во многих домах также нет воды, поскольку для ее подачи используются электрические водяные насосы. По сообщению CNN, якобы парализованы общественный транспорт и многие сектора экономики.
Гавана объявила о переводе экономики «на военные рельсы» и об ужесточении мер жесткой экономии. Электроэнергетический коллапс, последствия ураганов и землетрясений, очевидно, стали последней каплей в бедственном положении Кубы по причине глубокого экономического и социального кризиса из-за десятилетий эмбарго и санкций со стороны США. Экономическая блокада, в частности, лишила кубинцев необходимых инвестиций и доступа к расходным материалам и запчастям для ремонта и поддержания в рабочем состоянии их электростанций, давно отработавших свой ресурс.
Проблема и в том, что Куба испытывает острую нехватку сырой нефти и мощностей по ее переработке. А ведь нефть нужна не только для функционирования теплоэлектростанций, но и для всей экономики в целом. Ситуацию значительно осложнили жесткие меры Вашингтона против Венесуэлы – основного поставщика углеводородов на Кубу. По информации The New York Times, в этом году Венесуэла существенно сократила поставки нефти на Кубу, до 25–30 тыс. барр. в сутки. Это намного меньше, чем было 10 лет назад, когда, находясь на пике своих возможностей, Венесуэла поставляла на Кубу около 130 тыс. барр. Поставки топлива из России и Мексики, частично удовлетворявшие внутренние потребности Кубы, также сократились.
В связи с коллапсом энергосистемы президент Кубы Мигель Диас-Канель появился на телевидении в военной форме, чтобы, вероятно, предостеречь население от любых протестов. Он заявил: «Мы не потерпим дестабилизации, никому не позволим нарушать спокойствие нашего народа и спасем революцию и социализм». При этом Диас-Канель пригрозил, что «все протестующие будут строго наказаны в соответствии с революционным законодательством». А заодно сообщил, что с целью предотвращения массовых беспорядков уже созданы «советы обороны».
По сообщению газеты Granma (официального органа правящей Коммунистической партии Кубы), в рамках «военной» экономики правительство планирует значительно сократить бюджетный дефицит. Несмотря на то что газета не приводит точных цифр, на большую величину сокращений может указывать информация о планах отложить или полностью заморозить инвестиции в ряд проектов, признанных «не имеющими первостепенного значения».
Кроме того, предусмотрена «единая инклюзивная ценовая политика» для всех субъектов экономики, включая как государственный, так и негосударственный секторы. И хотя детали такой политики не разъясняются, указывается, что, например, цены на ряд продуктов питания и хозяйственных товаров будут установлены, исходя из стоимости импорта. Кубинские власти также распорядились заморозить «все необязательные государственные услуги» и закрыть культурные и развлекательные заведения.
Благодаря переходу на «военную» экономику кубинское руководство намеревается выровнять макроэкономические дисбалансы, уменьшить бюджетный дефицит, простимулировать национальное производство с упором на продовольствие и устранить проблемы, вызванные коллапсом электроэнергетической системы.
Новые меры жесткой экономии последовали за объявлением в начале нынешнего года так называемой программы макроэкономической стабилизации. В результате были повышены в разы цены на бензин, электроэнергию, воду и газ. Кроме того, правительство объявило о намерении «провести анализ государственных структур и системы оплаты труда», что, по мнению ряда зарубежных экспертов, может стать прелюдией к массовым увольнениям.
Кризис на Кубе по-прежнему находится в центре внимания западных и латиноамериканских СМИ. Утверждается, что он вышел далеко за рамки кризиса, который наблюдался в конце прошлого века вследствие распада СССР и прекращения советского субсидирования кубинской экономики. Некоторые даже ставят под сомнение способность коммунистического режима к дальнейшему выживанию. Тем более что Россия и Венесуэла уже не оказывают Кубе помощь в таком объеме, как раньше.
Не случайно противники Острова свободы в стане Республиканской партии США и базирующиеся в Майами кубинские иммигранты призывают Вашингтон еще больше ужесточить экономическую блокаду, что, по их мнению, может привести к смене режима в Гаване. Особые надежды в этой связи возлагают на возвращение Дональда Трампа в Белый дом. Ведь именно при его администрации потепление американо-кубинских отношений, инициированное Бараком Обамой, было полностью свернуто.