На фото выступление Манзура Паштина на большой джирге пуштунов «Авами Адалат». Кадр из видео с официальной страницы Манзура Паштина в социальной сети
В Пакистане стремительно обостряется конфликт между правящим в стране военно-политическим «истеблишментом» и пуштунским национальным движением. Представители пуштунских племен предприняли попытку объединения сил, проведя несколько дней назад самую крупную в истории Пакистана джиргу – собрание народных представителей. Через два месяца ожидается новый кризис в отношениях пуштунов и Исламабада, который может привести к открытому силовому противостоянию.
Три дня, 11–13 октября, в пакистанском районе Хайбер проходила большая джирга пуштунов «Авами Адалат» («Народный суд»), в которой приняли участие более 30 тыс. делегатов от всех племен, родов и поселений, сосредоточенных в провинциях Хайбер-Пахтунхва (Пуштунистан) и Белуджистан Исламской Республики Пакистан (ИРП). Организатором джирги стало Движение защиты пуштунов («Пуштун тахафуз моветмен», ПТМ), лидером которого является молодой и очень популярный пуштунский политик Манзур Паштин.
«Народным судом» организаторы называли джиргу не случайно: на октябрьском собрании народных представителей властям Пакистана были предъявлены обвинения в совершении многочисленных преступлений против пуштунского народа в целом и его конкретных представителей. Главным объектом критики участников джирги стал пресловутый «истеблишмент» – господствующий политический класс Пакистана, основу которого составляют выходцы из Пенджаба, а также верхушка пакистанской армии и Межведомственной разведки (ISI). По словам пуштунских лидеров, «истеблишмент» несколько десятилетий проводит фактически колониальную политику внутри Пакистана, беспощадно эксплуатируя коренные народы Пуштунистана и Белуджистана, выкачивая природные ресурсы из этих провинций в интересах Пенджаба.
Участники джирги уверены, что «истеблишмент» использует в качестве инструмента своей колониальной политики различные джихадистские террористические организации, которые при фактическом содействии пакистанских властей захватили целые районы в Хайбер-Пухтунхве и Белуджистане, превратив пуштунов и белуджей в расходный материал джихадистских проектов в регионе. Следствием этого стала социально-экономическая и демографическая деградация исторического Пуштунистана.
По данным участников большой джирги, по вине пакистанских силовиков и боевиков террористических группировок в Хайбер-Пахтунхве были убиты более 76 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. религиозных ученых и преподавателей школ, более 1,7 тыс. старейшин пуштунских племен и племенных авторитетов. Среди этих жертв – более 200 женщин-медиков, убитых во время проведения прививочных кампаний против полиомиелита. Более 4 тыс. человек погибли в районе Карам в результате спровоцированных столкновений между шиитами и суннитами. Более 7,5 тыс. пуштунов стали инвалидами из-за подрывов различных взрывных устройств. Не менее 6,7 тыс. человек пропали без вести. Около 5,7 млн стали беженцами и были вынуждены покинуть родные места. В историческом Пуштунистане было разрушено 370 тыс. домов и мечетей, причем значительная часть в Южном Вазиристане, где особенно активно действуют различные террористические группировки.
Участники большой джирги отметили, что пакистанская армия захватила около 1 млн акров пуштунской земли в районе от Свата до Кветты, согнав оттуда коренное местное население. Пакистанские власти заблокировали цифровые удостоверения личности у 2,1 млн пуштунов, лишив их возможности нормальной социальной жизни. По словам делегатов джирги, пакистанский «истеблишмент» не только напрямую, через свои силовые структуры, осуществляет фактический геноцид пуштунского народа, но и активно использует различные террористические организации и группировки для разрушения социальной жизни в Пуштунистане.
По итогам «народного суда» его участники 13 октября приняли декларацию, обязательную для исполнения всеми пуштунами, о чем была принесена соответствующая клятва на Коране. В декларации, в частности, содержится требование к армии Пакистана и всем вооруженным группировкам, включая движение «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация) и «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация), покинуть территорию Пуштунистана в течение двух месяцев, то есть до середины декабря 2024 года. Участники джирги также потребовали от Исламабада сделать электроэнергию, производимую в Хайбер-Пухтунхве, бесплатной для пуштунских племен, а также создать условия для беспрепятственного передвижения афганских и пакистанских пуштунов через «линию Дюранда» – не признанную Кабулом линию афгано-пакистанской границы. Примечательно, что члены джирги обратились также к правительству талибов в Кабуле с призывом разрешить полноценное обучение афганским девушкам.
«Джирга в Хайбере имеет историческое значение, она продемонстрировала высокий уровень самоорганизации пуштунов, которые впервые в истории Пакистана провели столь мощное представительное собрание», – прокомментировал ситуацию бывший шеф разведки Афганистана Амрулла Салех, хорошо разбирающийся в пакистанской политике. При этом он выразил сомнения, что официальный Исламабад и лидеры джихадистских групп прислушаются к требованию джирги и выведут свои вооруженные подразделения и отряды из Хайбер-Пахтунхвы.
Аналогичные сомнения есть и у самих организаторов джирги. По словам источника «НГ» в пуштунском национальном движении, лидеры большой джирги готовы к тому, чтобы через два месяца перейти к более решительным действиям по реализации положений декларации 13 октября: «Пока они придерживаются принципа ненасилия в своей политике, но в дальнейшем все может измениться». Источник также подчеркнул, что среди лидеров большой джирги очень популярна идея максимальной политической автономии Пуштунистана – «вплоть до провозглашения независимого государства пуштунов и белуджей». «На большой джирге открыто этот нарратив не звучал, но он сейчас становится политически весьма актуален», – заметил источник «НГ».
Большая джирга в Хайбере вполне может стать первым этапом «великой октябрьской революции» пуштунов. Разумеется, если у ее лидеров хватит смелости и политической решимости выполнить клятвы, данные на Коране. Об этом станет понятно уже до конца 2024 года.