На фото запуск первого орбитального спутника «Тупак Катари» (Tupac Katari), известного также как TKSat-1 с космодрома Сичан 20 декабря 2013 года. Фото Reuters
На фоне продолжающегося повсеместного сворачивания странами Запада научно-технического сотрудничества с Китаем Пекин взял курс на дальнейшую интенсификацию контактов со странами глобального Юга, включая в первую очередь государства Латинской Америки.
Латиноамериканские страны также рассчитывают на выгоды от укрепления связей с КНР, усмотрев в предоставляемой Пекином помощи возможность для получения доступа к новейшим технологиям. В частности, эти государства расценили как весьма выгодные контакты с КНР в космической сфере. В результате Китай превратился в основного партнера в этой области для многих стран региона, включая Боливию, Бразилию, Никарагуа, Венесуэлу, Аргентину, Чили, Эквадор, Перу и Уругвай.
Пекин стал на латиноамериканском рынке космических технологий одним из наиболее значимых игроков и серьезным конкурентом США. Особый успех наблюдается в сотрудничестве КНР с Бразилией – страной, к которой китайцы начали проявлять особый интерес еще с конца прошлого века из-за ее успехов в реализации крупнейшей в регионе космической программы. В итоге Китай обошел всех конкурентов по количеству спутников, созданных совместно с Бразилией. После запуска двусторонней программы спутникового мониторинга природных ресурсов (CBERS) китайско-бразильские контакты пошли еще дальше и привели к подписанию соглашения о стратегическом партнерстве в космической области.
Аргентина также тесно сотрудничает с Китаем в космической сфере. Самый значимый шаг в подобном сотрудничестве между двумя странами был сделан в 2014 году, когда Буэнос-Айрес и Пекин договорились о размещении на аргентинской территории китайской наземной станции наблюдения за дальним космосом. Это вызвало заметную обеспокоенность у США в контексте возможного двойного назначения указанной станции.
Чили и Аргентина регулярно принимают делегации китайских исследователей в своих астрономических центрах и обсерваториях. Мощная китайская спутниковая станция в Патагонии (Аргентина) сыграла ключевую роль в посадке космического корабля «Чанъэ-4» на обратную сторону Луны в 2019 году и в других операциях в рамках китайской космической программы.
Китай содействовал появлению первых собственных спутников у таких стран, как Боливия и Никарагуа, и поддержал создание этими государствами национальных космических агентств. Достигнута договоренность о расширении сотрудничества в космической сфере, включая развитие спутниковой индустрии, телеметрию, спутниковый мониторинг и подготовку специалистов для эксплуатации спутников между КНР и Венесуэлой. Это способствовало открытию Каракасом Национального боливарианского агентства аэрокосмической деятельности, центральным партнером которого стал Китай.
Помимо двусторонних и многосторонних соглашений, заключенных Китаем со странами Латинской Америки, Пекин организовал Форум по космическому сотрудничеству Китай – Латинская Америка – страны Карибского бассейна. Его первое заседание состоялось в апреле 2024 года в Ухане при активном содействии Китайского национального космического управления.
Развитие подобными темпами сотрудничества КНР со странами Латинской Америки в космической области может обернуться настоящим кошмаром для США и европейских стран, считает гонконгский эксперт Алекс Ло. С ним согласна эксперт Университета Бундесвера (Гамбург) Ана Солис де Штанге, по мнению которой потенциальная китайско-латиноамериканская космическая коалиция может привести не только к перекройке системы международного управления космическим пространством и вытеснением западных стран с доминирующих позиций. Речь идет и о передаче странам Латинской Америки китайских технологий двойного назначения, и о значительном усилении военного потенциала КНР в Западном полушарии.
Вашингтон уже бьет тревогу по поводу развивающегося сотрудничества между Бразилией и Китаем в сфере спутниковой связи, которое, как считают американцы, распространяется на оборонный сектор. В этой связи США ссылаются на Протокол о сотрудничестве в сфере оборонной спутниковой связи, подписанный в июле 2014 года Министерством обороны Бразилии и Государственным управлением науки, технологий и промышленности оборонного назначения Китая.
В Вашингтоне обеспокоены и поступающей информацией о якобы вынашиваемых Пекином планах уговорить страны Латинской Америки подписать двусторонние меморандумы о взаимопонимании относительно участия в китайском проекте Международной лунной исследовательской станции в противовес американской лунной программе «Артемида». Это, несомненно, приведет к негативным последствиям для американского проекта.
Китайцы «бьют по рукам» американцев и в плане коммерческой деятельности США на латиноамериканском рынке космических технологий. Так, Китай и некоторые страны Латинской Америки уже заключили двусторонние соглашения, предусматривающие ограничения на участие третьих сторон в проектах по созданию спутников и обмен соответствующей информацией, эксклюзивные контракты на обучение персонала, а также приоритетность продажи запчастей и услуг. Для американских компаний это чревато ограничением их деятельности на указанном рынке.
Таким образом, считает эксперт Национального бюро азиатских исследований (США) Надеж Ролланд, если Запад не хочет потерять латиноамериканский регион в такой стратегически важной сфере, как космос, ему необходимо срочно принять меры, направленные на интенсификацию соответствующего сотрудничества со странами Латинской Америки. В противном случае развитие событий может положить конец его доминирующим позициям в космическом пространстве.