Фото Reuters
Современные конфликты требуют качественного повышения устойчивости российской инфраструктуры к диверсиям, поджогам или прямым атакам противника. Наиболее уязвимыми к атакам беспилотников оказались крупные районные и региональные нефтебазы с большими объемами хранения мазута, бензина или дизтоплива. И эта проблема уязвимости крупных хранилищ топлива требует продуманного решения. Возможно, в частности, усиление локальной противовоздушной обороны. Но наверняка есть и другие решения.
Высокую устойчивость топливного снабжения страны может обеспечить создание сети более мелких подземных или наземных хранилищ топлива, которые могут быть расположены вдоль автомагистралей. Такая сеть распределенных топливных хранилищ может быть создана в том числе и с использованием существующей сети АЗС. Если вдоль магистралей будут размещены контейнерные хранилища или подземные емкости, то нанести существенный ущерб российской топливной инфраструктуре с помощью ракет или беспилотников будет практически невозможно.
Противник и злоумышленники, конечно, потенциально могут взорвать десяток-другой топливных емкостей. Но ущерб от этой атаки будет практически нулевым. Более того, организация ракетной атаки на каждую АЗС может стать экономически бессмысленной, поскольку стоимость ракеты может превышать цену уничтожаемого бензина или мазута. Точно такой же принцип децентрализации инфраструктуры может применяться в сфере транспорта, водо- и электроснабжения.
Низкая защищенность существующих в нашей стране нефтехранилищ заставляет задать вопрос: стоит ли восстанавливать сгоревшие нефтебазы в прежнем виде, если они снова могут быть легко разрушены противником в самое короткое время? Или имеет смысл задуматься о создании более надежной инфраструктуры.
Некоторые специалисты могут возразить, что создание распределенной системы топливных хранилищ потребует более существенных затрат, чем восстановление или строительство группы примитивных наземных хранилищ по чертежам середины прошлого века.
Но при подобном сравнении наших затрат необходимо учитывать и вероятность сохранения вложенных денег в условиях вероятных атак беспилотников или диверсий. События последних месяцев показывают, что традиционные топливные хранилища легко могут быть повреждены или даже разрушены противником. И это значит, что потраченные на восстановление традиционных нефтебаз средства с высокой вероятностью будут израсходованы впустую. Иначе говоря, инвестиции в восстановление или строительство старых нефтебаз – это инвестиции в будущие пожары.
Заметим, что многие наши генералы уже поняли, что концентрация войск или военной техники в современном конфликте – это почти гарантированное их уничтожение противником. Поэтому наши военные уже частично изменили свое отношение к необходимости децентрализации размещения войск и военной техники. Сегодня аналогичная переоценка плюсов и минусов от концентрации или децентрализации инфраструктурных объектов требуется и от гражданских специалистов. Не секрет, что многие наши сограждане иногда наступают на одни и те же грабли по нескольку раз. Но на уровне планирования новой инфраструктуры хождение по граблям все же нежелательно.
Так, после атаки на нефтяной терминал в Феодосии властям пришлось отселять более тысячи человек, сообщил глава администрации города Игорь Ткаченко. После медицинских осмотров эвакуированных жителей разместили в гостиницах и пансионатах города Феодосии. Сейчас факельное горение на феодосийской нефтебазе прекратилось. И местные власти докладывают, что ситуация на пострадавшем объекте стабилизировалась и находится полностью под контролем. Специальные службы ведут работы по ликвидации последствий возгорания. А Роспотребнадзор следит за качеством воздуха в районе пожара.
Заметим, что сгоревшая в Феодосии нефтебаза числится уже в шестом или седьмом десятке длинного списка пострадавших объектов топливной инфраструктуры РФ. Атаки на российские нефтебазы идут не первый месяц. И вероятно, подобные нападения могут продолжаться. Было бы замечательно, если бы в нашей стране нашлись ресурсы для создания сети надежной объектовой противовоздушной обороны вокруг каждой крупной нефтебазы. Но к сожалению, это вряд ли возможно в ближайшей перспективе.
Перед тушением феодосийского терминала российские пожарные две недели тушили пожар в Пролетарске Ростовской области. При этом атаки украинских беспилотников повторялись и после первого возгорания 18 августа. К 22 августа потушили шесть резервуаров с топливом. Огонь 23 августа с горящей сухой травы и камыша перешел на жилые дома. Загорелись четыре дома. Открытое горение ликвидировали 2 сентября, а 4 сентября пожар был полностью потушен. Всего за время тушения пострадали 47 пожарных, 15 из них были госпитализированы.
Понятно, что российская центральная пресса не сильно концентрирует внимание населения на наших горящих нефтебазах и нефтехранилищах. Но скрыть необходимость повышения устойчивости топливной инфраструктуры с помощью игнорирования или замалчивания проблем вряд ли будет возможно. Тем более что пожары на нефтебазах происходят на глазах местного населения.