Фото Reuters
Спецслужбы США и «Талибана» (* – запрещенная в РФ террористическая организация) усиливают взаимодействие между собой. Руководство Главного управления разведки (ГУР) талибов даже сформировало постоянную команду для поддержания контактов и ведения переговоров с американским Центральным разведывательным управлением (ЦРУ). Афганские наблюдатели считают, что американская разведка может использовать возможности ГУР «Талибана» не только для сбора информации о различных международных террористических организациях, находящихся на территории Афганистана, но и в тайных операциях против Китая, Ирана и России.
Около 10 дней назад генеральный директор Главного управления разведки «Талибана» мулла Абдул Хак Васик подписал любопытный приказ. Он касался назначения членов постоянной переговорной группы ГУР, которым поручается поддержание контактов с представителями ЦРУ США. Как следует из текста документа, копия которого имеется в распоряжении «НГ», «делегация, избранная руководством ГУР на встречах с американцами» состоит из трех человек. Руководителем переговорной группы талибской разведки с ЦРУ был назначен маулави Абдул Малик Мобашир, глава офиса (руководитель аппарата или «кабинета») начальника ГУР «Талибана». Под его началом в переговорах с эмиссарами ЦРУ будут участвовать доктор Шамсулла Абул Сайид, возглавляющий отдел внешних связей ГУР «Талибана», и маулави Мухаммад Абдул Рахим Мазлум, начальник технического департамента талибской разведки.
Из текста приказа шефа ГУР талибов следует, что эти три функционера талибских спецслужб теперь становятся постоянными эмиссарами муллы Васика на всех переговорах с представителями американской разведки, которые, как правило, проходят в столице Катара Дохе.
Определение постоянных переговорщиков ГУР «Талибана» с представителями ЦРУ свидетельствует о том, что контакты между ними приобрели регулярный и интенсивный характер. Это подтверждают и источники в самом «Талибане»: по их словам, уже несколько месяцев встречи эмиссаров спецслужб талибов и США проводятся в Катаре в среднем каждые 7–10 дней. На фоне такой активности призывы некоторых руководителей спецслужб Евразийского региона наладить взаимодействие региональных органов безопасности со спецслужбами «Талибана» выглядят несколько запоздалыми: место главных партнеров ГУР талибов сегодня явно занято сотрудниками ЦРУ.
Впрочем, некоторые шансы, возможно, остаются еще у китайской разведки. В конце августа с.г. в Пекине побывала секретная делегация ГУР «Талибана», в составе которой были все те же маулави Мухаммад Абдул Рахим Мазлум и маулави Абдул Малик Мобашир. Тогда под руководством нового заместителя шефа талибской разведки маулави Бисмиллы Абдуллы они провели переговоры с руководителями службы госбезопасности Китая. Есть основания полагать, что именно маулави Бисмилла будет отвечать в ГУР «Талибана» за поддержание контактов с разведкой КНР.
Обращает на себя внимание «плавающий» статус главы офиса начальника ГУР «Талибана» маулави Мобашира. В августе в ходе поездки к китайским коллегам маулави Мобашир официально значился лишь членом делегации талибских спецслужб. Спустя месяц на переговорах с ЦРУ он уже возглавляет постоянную делегацию ГУР талибов. То ли маулави Мобашир просто «тренировался» на китайцах, то ли летал в Пекин уже с учетом будущей встречи с американскими разведчиками, которым ему есть что теперь рассказать, как говорится, из первых рук, – остается лишь гадать. Как и то, с кем маулави Мобашир будет более искренним в тайных беседах – с китайскими или с уже постоянными американскими коллегами…
Источники из числа бывших сотрудников афганской разведки республиканского периода уверены, что для ГУР «Талибана» главным стратегическим партнером сегодня являются американские спецслужбы. Это связано как с наличием договора между талибами и Вашингтоном, заключенного в Дохе еще в феврале 2020 года, на основании которого американцы фактически передали талибам контроль над Афганистаном, так и с постоянной финансовой помощью, которые США через разные каналы оказывают правительству и лидерам «Талибана». В том числе персонально шефу ГУР мулле Васику – официально в качестве содействия в борьбе с террористическими организациями вроде афганского филиала «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ). На самом же деле американские спецслужбы создали разветвленную и эффективную систему целевого подкупа ключевых руководителей режима талибов, что позволяет США уверенно чувствовать себя в этой стране и регионе в целом, несмотря на вывод сил западной коалиции из Афганистана более трех лет назад.
На фоне этого не слишком убедительно выглядят попытки некоторых стран региона «приручить» талибов посредством таких символических жестов, как исключение «Талибана» из национальных списков террористических организаций или обещания им гуманитарной помощи и будущих инвестиций. Сами талибы в частных беседах говорят, что исключение их движения из списков террористических организаций «яростных мулл» их мало интересует, поскольку не приведет ни к каким политическим изменениям – «разве что станет чуть проще заниматься мелкой торговлей». «Главное – это политическая площадка в Дохе, там делаются дела и происходят реальные события», – прямо заявил «НГ» один из талибских чиновников, профессионально отслеживающий политические процессы в РФ и на постсоветском пространстве.
Появление постоянной контактной группы от ГУР «Талибана» для переговоров с ЦРУ США – это еще один шаг к усилению значения дохийской площадки взаимодействия талибского режима и Вашингтона. Странам Евразийского региона только еще предстоит найти свой ответ на этот конкурентный вызов. Тем более что дальнейшее сближение спецслужб «Талибана» и США может, по оценкам бывших сотрудников афганской разведки, напрямую угрожать безопасности Ирана, России и Китая.